Проблемы развития высшей школы приобрели в настоящее время особую значимость. Это связано с возрастанием роли высшей школы в общественном развитии, что обусловлено изменением ее социальных функций в условиях начавшегося во второй половине XX в. развертывания постиндустриального общества. Прежде всего, речь идет об изменении образовательной функции – в настоящее время высшая школа является не только институтом по подготовке экономической, политической, культурной и научной элиты общества, но также одним из основных институтов по формированию адекватного постиндустриальному обществу человека – гражданина и профессионала. Существенно повысилась значимость научной и информационной функций высшей школы, что обусловлено возрастанием роли научного знания в общественном развитии и стремительным ростом общественного информационного фонда, а стало быть, необходимостью в формализации и обогащении этой информации.
Другим следствием развертывания постиндустриального общества является усиление интеграционных процессов в региональном масштабе. Наибольший интерес в данной связи представляет европейский регион, где начавшиеся в конце 1940-х годов интеграционные процессы имеют наиболее интенсивный характер и затрагивают все сферы общественной жизни. В сфере высшего образования это находит выражение в Болонском процессе, начавшимся в 1999 г. Интерес к Болонскому процессу обусловлен тремя обстоятельствами. Во-первых, он является уникальным опытом синхронизированного и единонаправленного реформирования сферы высшего образования в региональном масштабе; во-вторых, он отражает новейшие тенденции в развитии высшей школы европейских стран и является, по оценке группы российских экспертов, магистральной линией развития высшего образования в современной Европе; в-третьих, он представляет собой один из процессов европейской интеграции, причем, достаточно специфический, так как участие политических органов Европейского Союза в его развертывании незначительно, основными же действующими лицами выступают министры образования европейских стран и представители академической среды.
Европейские страны входят в Болонский процесс с разных стартовых позиций, что связано с многообразием систем высшего образования в Европе. Это делает актуальной задачу изучения особенностей участия этих стран в Болонском процессе. В данной связи значительный интерес представляет Франция. Она является инициатором Болонского процесса, а так же одной из первых стран, приступивших к реформам своей высшей школы в рамках процесса. Кроме того, высшая школа Франции является одной из крупнейших на европейском континенте – там обучаются свыше 2 200 тыс. студентов, ежегодно выпускается около 10 тыс. докторов наук.
В практическом плане интерес к реформам высшей школы в рамках Болонского процесса вызван тем, что в сентябре 2003 г. министр образования России (1998 – 2004) Владимир Филиппов подписал ключевой документ Болонского процесса – Болонскую декларацию, - в результате чего Россия присоединилась к процессу. В связи с этим представляется необходимым детально изучить зарубежный опыт реформирования высшей школы в рамках Болонского процесса.
Материалы по педагогике:
Теоретические основы социально-педагогической
поддержки
Гуманистическая направленность развития современного общества и образования призвана ставить в центр педагогических усилий личность ребенка. Нормативные документы указывают на то, что все дети, включая детей с особенностями в развитии, имеют равные права на получение качественного образования и вос ...
Классификация исполнителей
Хотя алгоритмические исполнители используются повсеместно в школьной практике, однако до сих пор нет стройной классификации по этой теме. В своих методических статьях и выступлениях А. П. Ершов выдвигал следующую идею применительно к школьной информатике: различать исполнителей алгоритмов, работающ ...
Байкальский государственный университет экономики и права
Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП) имеет восьмидесятилетнюю историю, богатую яркими событиями и значительными достижениями. Сибирский финансово-экономический институт (1930-1939 гг.), Иркутский финансово-экономический институт (1939-1965 гг.), Иркутский институт народ ...