BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса

Реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса

Страница 1

Франция – страна, стоявшая непосредственно у истоков Болонского процесса. Появление этого процесса во многом связано с именем министра образования Франции Клода Аллегра (1997 – 2000). 21 июля 1997 г. он обратился к государственному советнику времен президентства Ф.Миттерана Жаку Аттали с письмом, в котором он просил последнего возглавить миссию по составлению проекта реформ высшей школы Франции. В нем он писал: «Одной из целей, которую ставлю я перед собой, является подготовка Франции к тому соревнованию «серого вещества», которое развернется в XXI веке. Мы должны ответить на вызовы нового времени - растущую европейскую интеграцию, глобализацию рынка, ускорение научного и технического прогресса…».

Ж.Аттали создал специальную комиссию из 15 человек, куда вошли представители научной и предпринимательской среды, в том числе лауреат Нобелевской премии в области физики Ж.Шарпа, известный европейский социолог А.Турэн, микробиолог и крупный администратор А.Кан, представитель крупного бизнеса М.Э.Леклерк и др. Результатом работы комиссии стал обширный доклад «К европейской модели высшего образования», вышедший в свет 5 мая 1998 г. Он обозначил несколько проблем, с которыми столкнулась система высшего образования Франции:

- изолированность друг от друга университетского и неуниверситетского секторов высшего образования, выражающаяся в отсутствии сопоставимых степеней и дипломов, и, как следствие, в ограничении студенческой мобильности между секторами;

- запутанность системы высшего образования, которая не позволяет значительной части студентов верно выбрать вуз и специальность, результатом чего является высокий отсев и преждевременный выход на рынок труда;

- несоответствие предлагаемого образования рынку труда и, следовательно, безработица среди молодых специалистов;

- падение престижа французской высшей школы, выражающееся в сокращении числа иностранных студентов.

Комиссия предложила пакет реформ, который, хотя и не был реализован первоначальном виде, содержал ряд важных идей, которые были развиты впоследствии:

- создание системы, основанной на двух уровнях степеней, а именно, на уровне трехлетнего лиценциата (licence) и уровне пятилетней магистратуры (nouvelle maîtrise) – восьмилетней докторантуры (doctorat);

- введение системы зачетных единиц;

- развитие междисциплинарности образования, которая расширила бы возможности студента по корректировке своего образовательного пути и упростила бы создание новых направлений подготовки;

- профессионализация образования.

Ж.Аттали предположил, что европейские страны сталкиваются с похожими проблемами. В этой связи было предложено следующее: «Не унифицируя своих систем, европейские страны должны решиться на некоторую гармонизацию своих курсов и дипломов и определить специфическую европейскую модель, которая ни была ни бюрократичной, ни подчиненной рынку». Конкретно, речь шла о гармонизации сроков обучения, создании европейских дипломов, выработке единых критериев для оценки качества образования, поощрении студенческой мобильности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Восточный разряд Казанского университета
В первой половине XIX века Казанский университет бесспорно являлся крупным научным центром России. Развитие капиталистических отношений, включение в состав России Закавказья и северных районов Средней Азии, освоение русскими переселенцами просторов Сибири и выход к границам Китая и берегам Тихого о ...

Анализ программ и учебно-методических пособий по исследуемой теме
Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с умственным, нравственным, эстетическим развитием, являются приоритетным направлением в языковом восп ...

Метод круговой тренировки на уроках физической культуры
Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода "визитной карточкой" государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума – критерием личной ответственности и самопознания. Педагоги должны понимать, что воспитание у детей потребности в здоровом образе ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru