Франция – страна, стоявшая непосредственно у истоков Болонского процесса. Появление этого процесса во многом связано с именем министра образования Франции Клода Аллегра (1997 – 2000). 21 июля 1997 г. он обратился к государственному советнику времен президентства Ф.Миттерана Жаку Аттали с письмом, в котором он просил последнего возглавить миссию по составлению проекта реформ высшей школы Франции. В нем он писал: «Одной из целей, которую ставлю я перед собой, является подготовка Франции к тому соревнованию «серого вещества», которое развернется в XXI веке. Мы должны ответить на вызовы нового времени - растущую европейскую интеграцию, глобализацию рынка, ускорение научного и технического прогресса…».
Ж.Аттали создал специальную комиссию из 15 человек, куда вошли представители научной и предпринимательской среды, в том числе лауреат Нобелевской премии в области физики Ж.Шарпа, известный европейский социолог А.Турэн, микробиолог и крупный администратор А.Кан, представитель крупного бизнеса М.Э.Леклерк и др. Результатом работы комиссии стал обширный доклад «К европейской модели высшего образования», вышедший в свет 5 мая 1998 г. Он обозначил несколько проблем, с которыми столкнулась система высшего образования Франции:
- изолированность друг от друга университетского и неуниверситетского секторов высшего образования, выражающаяся в отсутствии сопоставимых степеней и дипломов, и, как следствие, в ограничении студенческой мобильности между секторами;
- запутанность системы высшего образования, которая не позволяет значительной части студентов верно выбрать вуз и специальность, результатом чего является высокий отсев и преждевременный выход на рынок труда;
- несоответствие предлагаемого образования рынку труда и, следовательно, безработица среди молодых специалистов;
- падение престижа французской высшей школы, выражающееся в сокращении числа иностранных студентов.
Комиссия предложила пакет реформ, который, хотя и не был реализован первоначальном виде, содержал ряд важных идей, которые были развиты впоследствии:
- создание системы, основанной на двух уровнях степеней, а именно, на уровне трехлетнего лиценциата (licence) и уровне пятилетней магистратуры (nouvelle maîtrise) – восьмилетней докторантуры (doctorat);
- введение системы зачетных единиц;
- развитие междисциплинарности образования, которая расширила бы возможности студента по корректировке своего образовательного пути и упростила бы создание новых направлений подготовки;
- профессионализация образования.
Ж.Аттали предположил, что европейские страны сталкиваются с похожими проблемами. В этой связи было предложено следующее: «Не унифицируя своих систем, европейские страны должны решиться на некоторую гармонизацию своих курсов и дипломов и определить специфическую европейскую модель, которая ни была ни бюрократичной, ни подчиненной рынку». Конкретно, речь шла о гармонизации сроков обучения, создании европейских дипломов, выработке единых критериев для оценки качества образования, поощрении студенческой мобильности.
Материалы по педагогике:
Методы и способы контроля и проверки по курсу «Трудовое обучение» в
современной отечественной начальной школе
Метод контроля – «это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса». Эти действия «должны обеспечивать систематическое, полное, точное и операт ...
Православный детский сад ДОУ 2055
Нашу практическую часть начну с презентации одного православного детского сада. Основная концепция работы детского сада № 2055: «Знакомство с православной культурой в детском саду». Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией ...
Активные методы обучения в подготовке специалистов дошкольного образования
в системе профессиональной подготовки
Каждая форма организации учебных занятий имеет свою специфическую форму внешне выраженного взаимодействия её участников. Рассмотрим её через призму всего многообразия методов обучения, используемых в сфере среднего профессионального образования. Как известно, обучение представляет собой процесс дву ...