BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса

Реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса

Страница 3

Весной 2000 г. произошла смена правительств. Бремя начатых К.Аллегром реформ легло на плечи его преемников на посту министра образования Жака Ланга (2000 – 2002) и Люка Ферри (2002 – 2004). Подготовка проекта реформ осуществлялась без широкого обсуждения. По всей видимости, Ж.Ланг принял во внимание не очень удачный опыт К.Аллегра и решил не будоражить общественность преждевременными заявлениями, справедливо рассудив, что политизация вопроса способна погубить любую реформу. Проект реформ был представлен на суд общественности и Национального совета по высшему образованию и исследованиям (CNESER) в апреле 2001 г. На этот раз проект был встречен более спокойно, не встретив серьезного сопротивления со стороны профсоюзов. В рабочем режиме он был доработан и принят правительством во время президентской кампании весной 2002 г.

Ключевое значение в реформе LMD имели декреты № 2002-481 и 2002-482 от 10 апреля 2002 г. Они были направлены на удовлетворение основных задач Болонского процесса. Единовременность осуществления основных преобразований подчеркнула их взаимосвязанность, что соответствовало комплексности поставленных задач.

Цель реформы была сформулирована в первой статье декрета №2002-482. Она состояла в осуществлении «перехода от нормативного устройства, определяющего настоящую организацию высшего образования, к новой организации этого образования», с учетом целей и миссий высшего образования, зафиксированных в соответствующем разделе Кодекса образования, и перспектив строительства EHEA.

Осветим содержание ключевых документов реформ.

Декретом №2002-480 степень «mastaire» была переименована на английский манер в «master» для повышения международной сравнимости.

Декрет №2002-481 вводил в новую национальную систему степеней высшего образования «бакалавр (baccalauréat)– лиценциат (licence) – магистр (master) – доктор (doctorat)». Последние три степени соответствовали основным уровням EHEA. Было определено, что получение степеней должно сопровождаться выдачей одноименных дипломов, носящих национальный характер. Последний «недостающий» диплом пятилетнего магистра был создан постановлением от 25 апреля 2002 г. Право на выдачу национальных дипломов закреплялось за вузами, прошедшими процедуру регулярной оценки специальными национальными комиссиями (главным образом, Комитетом по оценке высшего образования (CNE)). Был подтвержден принцип закона Савари 1984 г., согласно которому все одноименные дипломы наделяют их обладателей равными правами независимо от выдавшего диплом вуза. Сохранялись и все старые дипломы. Им сообщался статус «titres», который свидетельствовал об их промежуточном уровне. Однако это не должно было стать препятствием для выхода на рынок труда обладателей старых дипломов, так как эти дипломы были зафиксированы в коллективных соглашениях. Таким образом, декрет законодательно завершил переход от старой системы степеней и циклов (2-4-8) к новой (3-5-8). При этом «европейские» степени привязывались к уже существующим уровням высшего образования, что должно было облегчить переход на новую систему. Позиции государства в новой системе закреплялись установлением его монополии на выдачу «европейских» дипломов. Нужно сказать, прозрачность французского университетского образования несколько понижалась из-за сохранения старых дипломов. На практике выходило, что студент университета, начиная со второго курса, ежегодно получал очередной национальный диплом (а ведь еще существовали университетские дипломы), реальный вес которых в силу их многочисленности не всегда мог быть адекватно оценен работодателями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Понятие и методика тестового контроля
Метод тестирования имеет многолетние корни. В современном образовании он является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений учащихся. Ему посвящены многие работы исследователей. Данный метод активно используется и в практике педагогов, руководителей образовательных учреждений ...

Методика и формы работы над сказкой
Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним. Одним из первых ученых, кто понял ценность сказок, был историк В.Н. Татищев, увидевший в них отражение истории и быта русского народа. Интерес к сказкам проявили многие писатели восемнадцатого века, но только в н ...

Типы и структуры уроков
Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, а ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru