BriefEducation
Образование: теория и практика » Развитие познавательных интересов на уроках

Развитие познавательных интересов на уроках

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.

Интерес к познанию, потребность в освоении необходимых знаний возникают у ребенка в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова и других.

В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как отношение человека к объекту, имеющему для него особое жизненное значение (А.Г. Ковалев); как эмоционально-познавательное отношение к миру (Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев); как стимул и мотив познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев); как педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова).

В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности ребенка. В работах Ш.А. Амонашвили, В.Б. Бондаревской, Н.Ф. Добрынина, Г.И. Щукиной и дургих подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребенка.

Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс и методические средства не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся, как интегральное образование личности.

Цель исследования – выявить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках.

Объектом исследования является процесс развития познавательных интересов младших школьников.

Предметом исследования – педагогические условия, направленные на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать уровень развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики.

3. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательных интересов на уроках математики у учащихся 1 класса.

4. Проанализировать результативность экспериментального исследования.

Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:

- своевременно начать процесс формирования познавательной активности детей;

- учебный процесс строится в форме целостной творческой познавательной деятельности;

- целенаправленно осуществлять педагогическую поддержку в развитии данного направления детей младшего школьного возраста;

- формы и методы формирования познавательной активности младших школьников будут отвечать их интересам.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Анкетирование.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.

Организация исследования. Исследования проводились на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Биробиджан. В эксперименте принимало участие 21 младший школьник 1 «А» класса.

Материалы по педагогике:

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru