BriefEducation
Образование: теория и практика » Развитие познавательных интересов на уроках » Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

Страница 1

Горчинская А.А. отмечала, что познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми изменениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Выделяют три уровня развития познавательного интереса.

1. Уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень). На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов.

2. Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными навыками. На этой стадии учащиеся еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в обучении.

3. Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Он связан с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.

Названные уровни сопровождаются параметрами устойчивости, локализованности и осознанности, что следует иметь в виду при анализе роли познавательного интереса в структуре личности ученика.

Устойчивость познавательного интереса различна. Интерес к учению может быть ситуативным. Он исчезает вместе с породившей его ситуацией (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм). Познавательный интерес может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познанию может быть достаточно устойчив. В этом случае в учении преобладает внутренняя мотивация, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.

Локализация познавательных интересов может быть также различной. Значительная часть учащихся имеет аморфную локализацию. Они рассеянны на уроках, часто отвлекаются. Интерес к учению у них требует побуждений извне. Другая часть учащихся имеет широкую локализацию. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из различных источников и за пределами урока. Наконец, оставшуюся группу школьников составляют учащиеся с четко локализованными познавательными интересами.

Не менее важным параметром интереса к познанию является осознанность. Осознание мотива всегда связано с более сильным влиянием его на деятельность.

Шевцова М.А. отмечала, что неоспоримо влияние познавательного интереса, как на создание благоприятной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес. Он может проявляться в различных формах:

1. Интеллектуальная активность. Учащиеся задают вопросы учителю (здесь мы имеем в виду те из них, которые носят подлинно познавательный смысл, т.е. либо обнаруживают желание ученика уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания), стремятся участвовать в деятельности, в обсуждении заявленных на уроке вопросов, в дополнениях, хотят высказать свою точку зрения, свободно оперируют приобретенными научными знаниями, стремятся поделиться новой информацией, добытой за пределами обучения и выходящей за рамки программы.

2. Эмоциональные проявления – мимика, жесты, возгласы, обмен впечатлениями с соседом, обостренность внимания в позе, боязни нарушить тишину. Эмоциональные проявления связаны, во-первых, с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенностью в своих силах, во-вторых, с найденным рациональным способом решения задачи, с успехом деятельности, в-третьих, с определенным отношением к герою литературного произведения и т.д.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Различия в запоминании слов и мимико-жестовых обозначений
Глухие дети, постепенно овладевая словесной речью в условиях специального обучения, усваивают и мимико-жестовую речь путем общения с окружающими их глухими более старшего возраста. Тем самым у глухих обычно сосуществуют две формы речи, весьма различные между собой по системам знаков, по лексике и г ...

Реализация принципа динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа
Сложная система – это многоуровневое образование, состоящее из многих взаимодействующих и взаимодополняющих частей, составляющих единое целое. Вполне правомерно назвать сложной системой педагогический, в том числе образовательный процесс. Его составными частями являются психологические и дидактичес ...

Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»
Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями. Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей. Катег ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru