3. Волевые проявления – сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость. Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стараясь довести ее до логического конца; другие моментально демобилизируются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях.
4. Свободный выбор деятельности. Оказывая предпочтение определенной области знаний, деятельности, ученик раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении и примененные в желанной деятельности способы познавательной и практической деятельности.
Таким образом, познавательный интерес в педагогическом процессе обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков. Огромная роль здесь принадлежит учителю, в руках которого познавательный интерес выступает эффективным инструментом развития и позволяет сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставить их активизировать мышление, волноваться, переживать, увлеченно работать над учебной задачей. В педагогической практике необходимо рассматривать познавательный интерес не только как внешний стимул обучения и воспитания, но и как внутренний своеобразный процесс самой личности учащегося, затрагивающий наиболее значительные его стороны. Познавательный интерес, возникший благодаря внешним стимулам (эффектный опыт), может быстро исчезнуть, поэтому, отбирая соответствующие приемы, учителю следует помнить об их влиянии на формирование устойчивого стремления ученика проникнуть в сущность изучаемого учебного материала.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.
Материалы по педагогике:
Высшее образование
История высшего образования во Франции уходит корнями в средневековье. Первый французский университет был основан в Париже в начале XIII века, в XIII-XIV вв. университеты появляются в Тулузе, Монпелье, Реймсе, Авиньоне, Орлеане и других городах. С XVI в. начинают создаваться первые высшие учебные з ...
Методика комплексного использования средств наглядности в
обучении аудированию
Использование наглядных средств, для создания у учащихся образных представлений и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие - различные ступени единого ...
Суть обобщения как мыслительной операции
Предметы и явления объективного мира находятся между собой в разнообразных связях и отношениях. Познание и обобщение этих связей и отношений является одной из важнейших функций мышления. Еще С. Л. Рубинштейн писал: «Мышление внутренне связанно с обобщениями – оно совершенствуется в них и ведет к об ...