Если декрет №2002-481 отражал структурный аспект болонских реформ, то содержательный аспект стал предметом декрета №2002-482.
Декрет №2002-482 предусматривал ряд инноваций:
– организацию обучения по семестрам и единицам образования (unité d`enseignement);
– внедрение системы накопительных и переводных кредитов (ECTS);
– введение приложения к диплому (supplément au diplôme);
– организацию вузовского предложения образования (offre de formation) в виде образовательных направлений (parcours), ведущих к получению национальных степеней и дипломов;
– профессионализацию образования;
– развитие академического признания профессионального опыта;
– поощрение мобильности через признание периодов обучения, проведенных студентом за рубежом. Первые три статьи декрета были кодифицированы в 2004 г.
Кроме того, декрет №2002-482 сделал кредитную систему «сердцем» учебных планов. Она была призвана гарантировать связанность образования, соответствие образования уровню национальных дипломов и возможности переориентации. Система степеней была жестко привязана к кредитной системе: для получения степени лиценциата студент должен был набрать 180 кредитов, для получения степени магистра – ровно 300. Как и в остальных странах Болонского процесса, кредиты должны были распределяться между единицами образования на основе учебной нагрузки.
Таким образом, даже самый общий взгляд на реформу позволяет сделать вывод, что во Франции цели Болонского процесса были поняты предельно широко; их реализация подразумевала не только реформу системы степеней образования и создание инструментов EHEA, но и глубокую реформу организации и содержания образования, что позволило газете «Le Monde» заявить о «скрытой революции».
Нормативная база реформ была дополнена в 2002 – 2005 гг. рядом декретов правительства, постановлений, циркуляров и нот Министерства Образования, уточняющих и конкретизирующих условия применения положений декретов от 10 апреля 2002 г.
Несмотря на то, что все мероприятия, осуществляемые во Франции в рамках Болонского процесса, носят название «реформа LMD», разделим их на несколько частей, к чему нас подталкивает внутренняя логика реформ, проявляющаяся уже в последовательности появления нормативных документов. При этом основанием для разделения будет содержание реформ.
Реформа системы степеней, организации и содержания образования
Юридическим основанием реформы структуры и содержания образования в университетском секторе стали упомянутые декреты от 10 апреля 2002 г., постановления об обучении на степень лиценциата (23 апреля 2002 г.), о дипломе мастера (25 апреля 2002 г.), об обучении в докторантуре (25 апреля 2002 г.) и ноты Министерства образования от 14 ноября 2002 г., 3 сентября 2003 г., 30 августа 2004 г.
Согласно постановлению от 23 апреля 2002 г., реформа лиценциата имела несколько целей:
- расширение доступа к университетскому образованию;
- модернизацию образования и его адаптацию к потребностям современного общества, в том числе, через увеличение контактов высшей школы с социальной, культурной и профессиональной средой;
Материалы по педагогике:
Исследование по выявлению проблем
профессионального становления студентов из числа детей-сирот
Исследование проводилось на базе Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, факультета педагогики начального образования и социальной педагогики в марте-апреле 2011 года. Основан в 1932 г. В структуре университета 21 факультет, 66 кафедр, 27 научных центров и лабораторий; филиалы ...
Проблемы возрождения русской народной культуры
Сегодня не вызывает сомнения то, что воспитание гармоничной личности немыслимо в условиях отрыва от традиционной культуры. Так как традиционная культура - это бесценное сокровище народа, дающее ему возможность самовыражения и самосохранения. И в наши дни освоение фольклора, традиционных русских рем ...
Управление воспитательной работой в университете
Система управления воспитательной работой в университете строится на основе принятой в нём системы управления функционированием и развитием СурГПУ и регламентируется соответствующими положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями и локальными актами. Общее руководство и координ ...