BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы работы над сказкой » Методика и формы работы над сказкой

Методика и формы работы над сказкой

Страница 1

Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним. Одним из первых ученых, кто понял ценность сказок, был историк В.Н. Татищев, увидевший в них отражение истории и быта русского народа.

Интерес к сказкам проявили многие писатели восемнадцатого века, но только в начале девятнадцатого века увидели в них выражение "души русского народа".

С пятидесятых годов девятнадцатого века в России стали появляться первые научные школы, в которых много внимания уделялось изучению сказок. Так называемая мифологическая школа именно в сказке видела необходимый материал для изучения мифов, прямым продолжением которых она считала сказки. Эта точка зрения наиболее точно выражена в трехмерном исследовании А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу".

Для изучения сказок весьма большое значение имела система исторической поэтики, которую пытался построить А.Н. Веселовский. Он от мифологических воззрений перешел к теории заимствования, а от нее к теории самозарождения сюжетов, взяв то ценное, что было и у мифологической школы и у школы заимствования, не отрицая перехода сюжетов или произведений от народа к народу.

Важное значение для развития изучения сказок имели труды В.М. Жирмунского, особенно его статья: "К вопросу о международных сказочных сюжетах" (1967 года).

Ценным исследованием о сказке является книга Н.В. Новикова "Образы восточнославянских волшебных сказок". Книга посвящена рассмотрению четырех основных типов сказочных героев: герой-богатырь, иронический неудачник, помощник героя, противник героя. Исследование носит сравнительный характер: сопоставляются сказки русские, украинские, белорусские, что дает возможность выделить в них общее и установить отличие друг от друга.

Сказка – специфический жанр, любая сказка – это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире".

Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому , кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.

Хочется обратить особое внимание на пять законов:

1. Одушевление предметов и явлений природы;

2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;

3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;

4. Чудесные превращения и обращения;

5. Гиперболизация.

Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.

Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой.

Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. К игре детей побуждает стремле ...

Методики правового обучения в практике работы школ
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать опре ...

Особенности развития процесса обобщения младших школьников
Процесс формирования обобщения проходит 3 стадии: 1. На первой стадии последовательно рассматриваются отдельные качества (свойства) различных предметов (явлений), определяется, чем они отличаются друг от друга; 2. На второй стадии происходит отбор качеств, общих для всех предметов; 3. На третьей ст ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru