Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.
Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
Чтение сказки – не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.
Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, воспитателя или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.
Пример вопросов и заданий:
1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).
2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.
3. Показать, что становится объектом насмешки народа.
4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.
5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.
6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.
7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.
8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.
9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?
10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.
11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.
12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.
13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.
14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.
15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.
16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание?
17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то.
18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.
19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.
20. Расскажите, как и почему изменился характер героя.
21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа).
22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре?
И, может быть, самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.
Можно предложить такие задания:
Похожи ли эти сказки: "Теремок" А.Н. Толстого и "Теремок" – русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина;
"Терем мышки" – русская народная сказка;
"Лесные хоромы" – Михайлов;
"Руковичка" – украинская народная сказка;
"Теремок" – С.Я. Маршак;
"Морозко" – русская народная сказка;
"Мороз Иванович" – Одоевский;
"Бабушка Метелица" – братья Гримм.
Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.
Методика работы со сказками в начальных классах осуществлена качественной неоднородностью этого жанра. Чтобы ученики при чтении сказок усваивали не только фабулу, а глубину содержания "Сказочного мира", его метафоричность, нравственный и социальный смысл, эмоциональный подтекст. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на литературоведческую специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений.
Материалы по педагогике:
Роль игр в развитие речи дошкольников
Экспериментальная работа в детском саду выявила огромный интерес у детей третьего и четвертого года жизни к самым простейшим играм с куклами и другими игрушками. Было выявлено, что наиболее эффективны занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или значительная часть которых отведена игре. ...
Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной
выразительности речи в школе слабослышащих
Трудно не согласиться с мнением одного из педагогов современности, занимающегося обучением неслышащих детей И.С. Белик, «конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает интонацию речи, слух, голос, темп, дыхание, память. Пластику движений, чувства, творческий потенциал. При том не только те ...
Возникновение и развитие школьных музеев русской культуры в г. Кемерово
Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона о ...