BriefEducation
Образование: теория и практика » Работа с пословицами на уроках чтения » Приёмы работы с пословицами на уроках чтения

Приёмы работы с пословицами на уроках чтения

Страница 1

Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда,

несмотря на то, что она короче птичьего носа,

есть нечто, что ребёнку следует понять;

представляет маленькую умственную задачу

совершенно по детским силам.

К.Д. Ушинский

пословица литературный чтение поговорка

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире. В I-IV классе работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

Таким образом, на уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.

О.В. Соболева отмечает, что анализ современных школьных учебников свидетельствует о том, что в последнее время работа с пословицей стала интереснее и глубже. Однако всё же она проходит в школе эпизодически и часто формально – в результате умение понимать пословицы не всегда формируется.

Следует учитывать тот факт, что основным критерием литературного развития является уровень восприятия произведения. Анализ современных учебников чтения показывает, что работа с пословицами в них предусмотрена. Однако на уроках выясняется, что, выполняя задания с пословицами, дети остаются на низком уровне их понимания, что учащимся трудно извлечь актуальную информацию из пословицы из-за бедности словарного запаса. Особенно это касается устаревшей лексики.

Полноценное восприятие произведения, то есть способность понимать позицию автора, понимать главную мысль произведения возникает не сразу. Учащиеся I – IV классов последовательно проходят несколько уровней восприятия.

Учащиеся I - II находятся на констатирующем уровне восприятия. Они обладают непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, но ещё не могут выразить свою точку зрения и понять авторскую позицию, главная мысль произведения выделяется ими с трудом, а обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

Учащиеся III класса видят детали, пересказывают по плану, но без помощи учителя они ещё не могут определить авторскую позицию и главную мысль произведения.

В IV классе учащиеся обладают развитым воображением, любят размышлять над прочитанным произведением, могут определить авторскую позицию и выразить свою точку зрения.

Естественно, достижение такого уровня восприятия художественного произведения – результат целенаправленного обучения, особого внимания учителя к организации на уроках анализа читаемых произведений.

В связи с этим на уроках литературного чтения может быть организована следующая работа с пословицами:

1) Подбор пословиц по темам

Начинать данную работу надо с I класса - тематический подбор пословиц хорошо организовывать при чтении произведений, посвящённых конкретной теме, например, в учебнике по литературному чтению «Любимые страницы» (автор – О.В. Кубасова) в разделе «Что такое хорошо и что такое плохо» к рассказу В. Осеева «Все вместе» даны пословицы – «не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «с кем поведёшься, от того и наберёшься».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Рассказ воспитателя и детей о природе, его особенности
Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственно ...

Аудирование как вид речевой деятельности
Деятельность – это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач. Речевая деятельность – это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения. Устное общение со ...

Результаты внедрения проекта «Мир сказок»
Для проведения данного эксперимента нами была выбрана студия керамики гимназии №6, дети младшего школьного возраста, занимающиеся второй год. Специального отбора не проводилось. Дети были разделены на 2 группы эксперементальную и контрольную. Занятия в контрольной группе проводились по текущей прог ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru