BriefEducation
Образование: теория и практика » Работа с пословицами на уроках чтения » Приёмы работы с пословицами на уроках чтения

Приёмы работы с пословицами на уроках чтения

Страница 1

Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда,

несмотря на то, что она короче птичьего носа,

есть нечто, что ребёнку следует понять;

представляет маленькую умственную задачу

совершенно по детским силам.

К.Д. Ушинский

пословица литературный чтение поговорка

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире. В I-IV классе работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

Таким образом, на уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.

О.В. Соболева отмечает, что анализ современных школьных учебников свидетельствует о том, что в последнее время работа с пословицей стала интереснее и глубже. Однако всё же она проходит в школе эпизодически и часто формально – в результате умение понимать пословицы не всегда формируется.

Следует учитывать тот факт, что основным критерием литературного развития является уровень восприятия произведения. Анализ современных учебников чтения показывает, что работа с пословицами в них предусмотрена. Однако на уроках выясняется, что, выполняя задания с пословицами, дети остаются на низком уровне их понимания, что учащимся трудно извлечь актуальную информацию из пословицы из-за бедности словарного запаса. Особенно это касается устаревшей лексики.

Полноценное восприятие произведения, то есть способность понимать позицию автора, понимать главную мысль произведения возникает не сразу. Учащиеся I – IV классов последовательно проходят несколько уровней восприятия.

Учащиеся I - II находятся на констатирующем уровне восприятия. Они обладают непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, но ещё не могут выразить свою точку зрения и понять авторскую позицию, главная мысль произведения выделяется ими с трудом, а обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

Учащиеся III класса видят детали, пересказывают по плану, но без помощи учителя они ещё не могут определить авторскую позицию и главную мысль произведения.

В IV классе учащиеся обладают развитым воображением, любят размышлять над прочитанным произведением, могут определить авторскую позицию и выразить свою точку зрения.

Естественно, достижение такого уровня восприятия художественного произведения – результат целенаправленного обучения, особого внимания учителя к организации на уроках анализа читаемых произведений.

В связи с этим на уроках литературного чтения может быть организована следующая работа с пословицами:

1) Подбор пословиц по темам

Начинать данную работу надо с I класса - тематический подбор пословиц хорошо организовывать при чтении произведений, посвящённых конкретной теме, например, в учебнике по литературному чтению «Любимые страницы» (автор – О.В. Кубасова) в разделе «Что такое хорошо и что такое плохо» к рассказу В. Осеева «Все вместе» даны пословицы – «не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «с кем поведёшься, от того и наберёшься».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Достоинства и недостатки метода «Мозговой штурм»
Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки. Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происхо ...

Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи
В ходе изложения теоретических и методических основ обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось, что их успешное осуществление происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Не следует забывать, что влияние семьи на развитие и формирование детей ...

Особенности учебных пособий по математике для подготовительных классов
Учебное пособие «Математика» для подготовительных классов авторов Н. И. Касабуцкого, А. Т. Катасоновой, А. А. Столяра, Т. М. Чеботаревской состоит из четырех частей. Для первого полугодия предназначены часть первая («Сравнение предметов и множеств предметов, пространственные и временные представлен ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru