BriefEducation
Образование: теория и практика » Работа с пословицами на уроках чтения

Работа с пословицами на уроках чтения

Тема данной обозначена как «Работа с пословицами на уроках чтения». Под пословицами в широком смысле понимаются краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) смысл или только переносный смысл, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. Так, пословица «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы ни плакало» отличается двойным смыслом – буквальным и иносказательным. Пословица «горбатого могила исправит» имеет только образный смысл.

Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что язык многих носителей русского языка сегодня сухой, шаблонный. Великий знаток языка М.А. Шолохов отмечал: « Их (пословиц) тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому… Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знание жизни, радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев… честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Данному историческому этапу развития общества присущ низкий уровень патриотизма и трудолюбия; современное поколение обладает «клиповым мышлением», в процессе обучения выявляются сложности в таких моментах как умение выделить главное, умение анализировать, построение логических цепочек и т.д. По новым стандартам образования данные требования являются основополагающими к выпускнику школы.

Начальная школа является первой ступенью школьного образования. По мнению автора программы «Гармония» О.В. Кубасовой, «литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения».

На данных уроках в процессе обучения проявляется значение пословиц для интеллектуального и нравственного уровня младших школьников. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире.

Интерес к пословицам отмечен уже давно, о чём свидетельствуют относительно ранние традиции их записи, восходящие в России к XVI – XVII векам. П. Симони утверждал, что «сборники собственно пословиц появляются в России впервые в XVII».

Использование пословиц в обучении имеет давнюю историю, значительное место в которой занимает Ф.И. Буслаев, который в своей работе «О преподавании отечественного языка» от 1844 года изучение пословиц выделял в качестве самостоятельного вопроса. Методическая система данного автора была слишком новой, необычной для своего времени.

Нельзя не упомянуть о труде В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа», где пословицы располагаются не по алфавиту, а по тематическим гнёздам. Они касались всех сфер бытовой жизни: отношения к родине, ведения хозяйства, отношений в семье, внешнего вида, поведения, возраста, нравственности, образования и т.п. Они ещё раз подчёркивают громадную роль слова — носителя народной мудрости, хранителя её во времени и пространстве.

В «Азбуке» Л.Н. Толстого пословицы являются текстами для первоначального чтения и распределяются по всем буквам алфавита. Л.Н. Толстой отбирал материал так, чтобы за каждой из пословиц вырисовывалась бы определённая житейская ситуация и вытекающий из неё нравственный смысл, выраженный в образной форме. Эти свойства пословиц и привели Л.Н. Толстого к мысли использовать пословицы в качестве важнейшего учебного материала.

В данной работе была использована статья О.В. Соболевой «О понимании мини – текста или пословица век не сломится» - статья посвящена исследованию особенностей понимания мини – текста (пословицы) и возможностей формирования у школьников умения понимать пословицы.

Целью представленной курсовой работы является рассмотрение работы с пословицами на уроках чтения.

Широкая постановка цели предполагает рассмотрение ряда аспектов:

1) рассмотрение понятия «пословица»;

2) рассмотрение классификации пословиц;

3) рассмотрение цели использования пословиц;

4) рассмотрение методики работы с пословицами на уроках литературного чтения;

5) попытаться охарактеризовать 4-ре программы по литературному чтению и соответствующие им учебники.

В соответствии с поставленными задачами определена следующая структура данной курсовой работы:

Глава 1. Пословицы как жанр фольклора;

Глава 2. Приёмы работы с пословицами на уроках чтения;

Глава 3. Характеристика 4-х программ по литературному чтению и учебников.

Присутствует в работе необходимое введение, заключение, список использованной литературы и источников.

Материалы по педагогике:

Специфика метода фокальных объектов
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Другие названи ...

Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово - это такая единица язы ...

Классификация исполнителей
Хотя алгоритмические исполнители используются повсеместно в школьной практике, однако до сих пор нет стройной классификации по этой теме. В своих методических статьях и выступлениях А. П. Ершов выдвигал следующую идею применительно к школьной информатике: различать исполнителей алгоритмов, работающ ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru