BriefEducation
Образование: теория и практика » Работа с пословицами на уроках чтения » О.В. Кубасова – программа «гармония»

О.В. Кубасова – программа «гармония»

На смену единой, обязательной программе по чтению для начальной школы В.Г.Горецкого пришло более десятка авторских концепций, учебников по чтению и литературному образованию младших школьников. Одной из них является программа по литературному чтению - «Гармония». По мнению автора данной программы О.В. Кубасовой, «литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения».

Автором учебника заявлено, что представленные в учебниках произведения помогут сформировать у детей литературный вкус и расширить их читательский кругозор. Система упражнений, вопросов и заданий к текстам позволит сформировать определённые образовательным стандартом читательские знания, умения, навыки; развить творческие наклонности обучаемых – «одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта».

В первом классе требуется соотнести пословицы с содержанием прочитанных произведений. Дети работают с произведением, затем читают пословицы и сравнивают содержание произведения и пословиц, выбирая ту, которая подходит, объясняя свой выбор. Например, приведён перечень пословиц – «книга – лучший друг», «ученье - свет, а неученье - тьма», «делаешь наспех, сделаешь на смех». Требуется соотнести пословицу со стихотворением Э. Мошковской «Можно всему – всему научиться…».

В данной серии используется такой приём работы с пословицами как подбор пословиц по темам. В учебнике для I класса в разделе «Что такое хорошо и что такое плохо» к рассказу В. Осеева «Все вместе» даны пословицы – «не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «с кем поведёшься, от того и наберёшься».

Во втором классе предлагается найти ошибки в пословицах, их исправить и прочитать правильно – «кто любит пруд – того и люди чтут», «с детства не намучишься, всю жизнь научишься», «у работящего в руках тело спорится» и др. Данное задание позволяет ещё раз вспомнить пословицы, продемонстрировать уровень начитанности.

На уроках чтения в четвёртом классе ребята подбирают пословицы к текстам произведений и темам чтения – в разделе «Что за прелесть эти сказки! » (русские народные сказки «Пётр I и мужик», «Пётр и Петруша») приведено задание – каким из прочитанных сказок подходят следующие русские народные пословицы: «сам погибай, а товарища выручай», «кто вперёд идёт – того страх не берёт», «друг познаётся в беде», «каков разум, таковы и речи», «видит око далеко, а ум – ещё дальше», «с умным разговориться – что мёду напиться», «с умом жить – тешиться, а без ума – мучиться».

Однако всё-таки следует отметить тот факт, что в представленной линии заданий, в тексте которых встречаются пословицы мало, в учебнике для III класса они практически отсутствуют.

Материалы по педагогике:

Активные методы обучения в подготовке специалистов дошкольного образования в системе профессиональной подготовки
Каждая форма организации учебных занятий имеет свою специфическую форму внешне выраженного взаимодействия её участников. Рассмотрим её через призму всего многообразия методов обучения, используемых в сфере среднего профессионального образования. Как известно, обучение представляет собой процесс дву ...

Примерное поурочное планирование
Планирование проведено в соответствии с учебным планом, согласно которому в VIII-IX классах отводится на изучение математики 5 часов в неделю, из них 2 часа геометрии, ориентировано на учебник Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия 7 – 9» Итак, тема «Площадь» в VIII – IX классах: № урока Тема урока I моду ...

Природа Сибирского края. Об охоте и рыбалке
В те же ещё довольно трудные годы – конец пятидесятых, прадедушка очень пристрастился к охоте на водоплавающую дичь и ловле рыбы на удочку. Постепенно завёл себе целое рыболовное хозяйство: изготовил из черёмуховых молодых тонких стволов удилища, приобрёл крючки, целую бобину тонкой суровой нити (л ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru