BriefEducation
Образование: теория и практика » Формирование образа человека в рисунках детей 6-7 лет » Психологические аспекты формирования образа

Психологические аспекты формирования образа

Страница 1

Формирование образа человека в настоящее время требует обращения к вопросу о том, что же понимается под образом.

Обращаясь к определению понятия образа, необходимо определить, что понимается под образом.

А.В. Петровский определяет образ как субъективную картину мира или его фрагментов, включающую самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. По мнению автора, образ это одна из форм объективной реальности.

Подобное определение дают Б. Мещеряков, В. Зинченко и пишут что, образ является чувственной формой психического явления, имеющей в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику.

В психолого-педагогическом словаре образ определяется как - вид, облик; живое, наглядное представление о ком-нибудь, кём-нибудь; но, так же как и у предыдущих авторов отмечается, что образ это обобщенное художественное отражение действительности, облачённое в форму конкретного, индивидуального явления.

В отличие от этих авторов И.П. Фролов определяет образ, как единство единичного и общего, индивидуального и типичного.

Таким образом, в литературе нет единого мнения на определение понятия образ. Так его рассматривают как субъективную картину мира; форму отражения внешнего мира в сознании человека; субъективное психическое явление как результат познавательных процессов. Неопределённость понятия «образ» связана с тем, что он представляет сложную специфичную информационную систему. Образ заключает в себе единство объективного и субъективного.

Физиологически возникновение образа объясняется тем, что после действия определённого раздражителя, зафиксированного в акте восприятия, в коре головного мозга остались нервные следы, которые в последствии актуализируются. В результате у человека возникает образ ранее воспринятого объекта – представление.

Представления нельзя рассматривать как нечто раз и навсегда данное. Представление - это процесс. Всякое новое восприятие предмета ведет к изменению представления этого предмета. Чем большее число различных связей изучаемого предмета было отражено в мозгу в процессе восприятия, тем больше сторон этого предмета будет выяснено, тем полнее, ярче, содержательнее, богаче и правильнее будут представления о предмете. Образ представления этого предмета не возникает обычно сразу в окончательной форме, а постепенно по мере включения всё новых и новых следов, временных связей растёт, дополняется, изменяется и постепенно проясняется

Основой будущего образа человека является чувственный образ, возникающий в сознании благодаря синтезу ощущений.

По-мнению А.М. Коршунова и В.В. Мамонтова переход от ощущений к восприятию осуществляется по мере того, как впечатления о различных свойствах и качествах объектов начинают складываться в целостные образы. Причем этот процесс становится возможным только при условии «встречной» перцептивной деятельности со стороны субъекта, т.к. одностороннее воздействие предмета на органы чувств субъекта не может обеспечить полноценного восприятия.

Восприятие сопровождается мыслительными процессами (анализ, синтез, сравнение, обобщение, отвлечение, систематизация и др.) Образ всегда включает в себя элемент обобщения. В представлении материал отдельного восприятия обязательно сводится с материалом предыдущего опыта, с материалом предшествующих восприятий.

Представление есть результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Представление, являясь обобщением конкретного предмета, может быть обобщением и целого класса, вида аналогичных предметов.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Качество повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза
В современных условиях к научно-педагогическим кадрам вузов предъявляются требования высоких профессиональных знаний и навыков, владения передовыми педагогическими методами и технологиями, а также осознанной личной ответственностью за качество образования, формирование творческих, всесторонне разви ...

Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...

Среднее профессиональное образование
Выбор профессиональной ориентации образования осуществляется учащимися в третьем классе колледжа. Как правило, по этому пути идет не слишком успевающая в учебе молодежь. Профессиональное образование предоставляется в профессиональных лицеях, а также в центрах ученичества. Профессиональные лицеи гот ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru