М. Шолохов писал, что «величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, как в пословицах».
Издавна в науке существует мнение, что пословица родилась из притчи как ее заключительный вывод, моральный афоризм. Ф. И. Буслаев начало малых жанров возводил к сказке, полагая, что пословицы, поговорки, загадки идут от общей основы как образцы «мудрости народной». Он считал, что пословицы «суть не иное что, как лучшие, избраннейшие отрывки речи наших предков, служащие нам примером тому, как строились у нас предложения…».
В.И. Даль одним из первых постиг свойства пословицы, дающие ей право на отдельное место среди разнообразных «малых» жанров. Он определял этот жанр устного народного творчества следующим образом: «пословица – это краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора… ». Также писатель отмечал, что в пословице налицо цельность и единство чисто народного содержания и присущих живому языку «свойкости», «родимости».
Академическое определение приводит Е.И. Аничков – «пословица – это обращающееся в языке наряду словами и словосочетаниями предложение или сцепление предложений, составляющее сознательную ссылку на коллективный опыт предшествующих поколений».
В основе смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. По мнению В.И. Даля, пословица всегда заключает в себе «обиняк» - поучение, мысль, высказанную не прямо, а иносказательно. Пословица состоит из двух частей – общего суждения и «приложения, толкования, поучения». Этот подход не устарел и на данный момент, так как в понятиях и современной науки пословица признана изречением с прямым и переносным смыслом.
Назначение пословицы – быть выразителем ситуации, одной из подобных или даже единственной, но не сводимой к обычной речевой ситуации.
Пословица констатирует свойства людей или явлений, даёт им оценку или предписывает, например, пословица констатирует «в гостях хорошо, а дома лучше». Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения – «взялся за гуж, не говори, что не дюж»; «куй железо, пока горячо»; «назвался груздем – полезай в кузов».
Мир пословиц неисчерпаем, поэтому практически не ограничены возможности в подборе текстов. Пословицы можно дифференцировать по сложности, они отличаются лаконичностью, что позволяет за короткий срок получить большой массив данных о работе с ней.
Любая классификация фольклорного текста условна. У каждого принципа: по опорным словам, алфавиту, тематический, идейный, по месту или по времени собирания, по собирателю, признаку происхождения (по народам и языкам) - есть свои положительные и отрицательные стороны. В старинных сборниках пословицы в основном были размещены в алфавитном порядке. Наиболее распространено распределение материала по идейно - тематическим группам.
При классификации пословицы и поговорок на тематические группы обычно их представляют вместе с антонимами, выражающими противоположное значение. Впервые подобную классификацию использовал В.И.Даль в изданной второй половине XIX века известном сборнике «Пословицы и поговорки русского народа»: вера-грех; хорошо – худо; радость-горе; правда-кривда; кара-милость; смелость-трусость; жизнь-смерть; ум-глупость и т. д.
Подобную классификацию пословиц можно считать целесообразной, так как жизненная подлинная правда обнаруживается именно при противопоставлении плохого и хорошего. Таким образом, посредством пословиц прививается целый ряд человеческих качеств: доброта, дружба, великодушие, отвага, правдивость, красота, гостеприимность; и наоборот, осуждаются двуличие, зло, зависть, предательство, лень, трусость, невежество, скупость, подлость. Например, о дружбе: «Друг познаётся в беде», «Ради друга терпеть пургу и снег»; о достоинстве и отваге: «Достойный в спину не ударит». «Храбрецу щедрость к лицу».
Материалы по педагогике:
Методические рекомендации по использованию нестандартных уроков на занятиях
производственного обучения
Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, ориги ...
Экспериментальное изучение эстетических чувств у младших
школьников с нарушением интеллекта
Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы - явилось выявление уровня сформированности эстетичских чувств у младших школьников с нарушением интеллекта. Экспериментальная работа проводилась на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 г. Владимира. Экспериментальное исслед ...
Экскурсия как форма приобщения учащихся к русской культуре
Школьный музей не относится к той категории мест, посещение которого обязательно для человека. Следовательно, задача музея – привлечь внимание учащихся, заинтересовать их. Что требует разработки постоянно новых экскурсий, специфических форм работы с аудиторией . Экскурсии должны быть яркими, интере ...