BriefEducation
Образование: теория и практика » Работа с пословицами на уроках чтения » В.Г. Горецкий - традиционная программа по чтению

В.Г. Горецкий - традиционная программа по чтению

В учебниках по литературному чтению «Родная речь», разработанных В.Г. Горецким, пословицы вынесены на форзац учебника, как материал, активизирующий внимание и умственную деятельность учащихся – о дружбе «птица сильна крыльями, а человек дружбой», «крепкую дружбу и водой не разольёшь»; о труде – «где труд, там и радость», «делу время, потехе час», «семь раз примерь, один отрежь»; о времени года – «мороз не велик, а стоять не велит», «весна красна цветами, а осень плодами».

Отдельно выведен раздел – «Устное народное творчество», где представлены пословицы по следующей тематической направленности – О Родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о природе, о матери, отце и детях, об учении и знании, о книге, о человеке и его качествах, о хлебе, о временах года. Пословицы можно встретить не только в разделе «Устное народное творчество», но и в других разделах книги, в вопросах и заданиях к пройденной теме.

Тщательно подобраны пословицы к текстам, которые отражают основную мысль произведения, например, рассказ А. Гайдара «Горячий камень» - «жизнь дана на добрые дела»; русская народная сказка «Зимовье» «друг за дружку держаться – ничего не бояться», «согласье крепче каменных стен», «дружный табун волка не боиться».

Такой подход помогает формированию такого важного навыка как умение применять пословицу в нужном месте в соответствии с определённой ситуацией. Прочитав пословицу, ребята объясняют, почему она подходит к произведению, учатся осмысливать содержание, также формируется умение использовать пословицы в разговорной речи.

В представленных учебниках используется приём нахождения пословиц в тексте художественных произведений и выяснения их назначения, например, сказка «Два Мороза» в учебнике по чтению для II класса заканчивается пословицей – «молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет».

Следует отметить, что в представленной линии пословица как жанр фольклора изучается во всех классах, и ей отводится значительное место в преподавании изучаемого предмета. От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. Пословицы введены во все темы чтения каждого класса как текст для чтения, сравнения и сопоставления, обогащения речи, развития логического мышления.

Таким образом, благодаря обобщённому характеру пословиц на уроках чтения в рамках данного учебника их можно использовать во всех классах, обучая искусству иносказания, иллюстрации своей мысли и обобщения её в краткой форме; развитию устной речи и воображения.

Материалы по педагогике:

Личностный характер ценностного содержания образования
Еще древние философы были убеждены в том, что система образования и воспитания - наиболее значимый фактор общественного воспроизводства: от него зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность, и эффективность будущего развития самого общества. Как отмечал Платон, именно воспитание в ...

Доначальное образование
Доначальное образование во Франции имеет более чем 150-летнюю историю. Предшественники материнских школ – «комнаты приюта» – были созданы мэром Парижа Кошаном в 1826 г., а в 1837 г. они стали бесплатными учебными заведениями. Законы 1881 и 1886 гг. включили материнские школы в состав начальной школ ...

Анализ программ и учебно-методических пособий по исследуемой теме
Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с умственным, нравственным, эстетическим развитием, являются приоритетным направлением в языковом восп ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru