BriefEducation
Образование: теория и практика » Работа с пословицами на уроках чтения » В.Г. Горецкий - традиционная программа по чтению

В.Г. Горецкий - традиционная программа по чтению

В учебниках по литературному чтению «Родная речь», разработанных В.Г. Горецким, пословицы вынесены на форзац учебника, как материал, активизирующий внимание и умственную деятельность учащихся – о дружбе «птица сильна крыльями, а человек дружбой», «крепкую дружбу и водой не разольёшь»; о труде – «где труд, там и радость», «делу время, потехе час», «семь раз примерь, один отрежь»; о времени года – «мороз не велик, а стоять не велит», «весна красна цветами, а осень плодами».

Отдельно выведен раздел – «Устное народное творчество», где представлены пословицы по следующей тематической направленности – О Родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о природе, о матери, отце и детях, об учении и знании, о книге, о человеке и его качествах, о хлебе, о временах года. Пословицы можно встретить не только в разделе «Устное народное творчество», но и в других разделах книги, в вопросах и заданиях к пройденной теме.

Тщательно подобраны пословицы к текстам, которые отражают основную мысль произведения, например, рассказ А. Гайдара «Горячий камень» - «жизнь дана на добрые дела»; русская народная сказка «Зимовье» «друг за дружку держаться – ничего не бояться», «согласье крепче каменных стен», «дружный табун волка не боиться».

Такой подход помогает формированию такого важного навыка как умение применять пословицу в нужном месте в соответствии с определённой ситуацией. Прочитав пословицу, ребята объясняют, почему она подходит к произведению, учатся осмысливать содержание, также формируется умение использовать пословицы в разговорной речи.

В представленных учебниках используется приём нахождения пословиц в тексте художественных произведений и выяснения их назначения, например, сказка «Два Мороза» в учебнике по чтению для II класса заканчивается пословицей – «молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет».

Следует отметить, что в представленной линии пословица как жанр фольклора изучается во всех классах, и ей отводится значительное место в преподавании изучаемого предмета. От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. Пословицы введены во все темы чтения каждого класса как текст для чтения, сравнения и сопоставления, обогащения речи, развития логического мышления.

Таким образом, благодаря обобщённому характеру пословиц на уроках чтения в рамках данного учебника их можно использовать во всех классах, обучая искусству иносказания, иллюстрации своей мысли и обобщения её в краткой форме; развитию устной речи и воображения.

Материалы по педагогике:

Понятие формы обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количество учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной рабо ...

Подвижные игры и физические упражнения на удлинённых переменах
Организация двигательной деятельности учащихся на переменах является хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности в течение учебного дня, а переключение с учебной деятельности на двигательную, ещё и способствует повышению продуктивности работы на послед ...

Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников
Ни в одном источнике научной литературы не дается понятие "гуманные взаимоотношения" Психолог В.И. Помогаева, изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, дала характеристику ...

Разделы

© 2022 Copyright www.briefeducation.ru