Для проведения данного эксперимента нами была выбрана студия керамики гимназии №6, дети младшего школьного возраста, занимающиеся второй год. Специального отбора не проводилось. Дети были разделены на 2 группы эксперементальную и контрольную. Занятия в контрольной группе проводились по текущей программе, а в экспериментальной группе по модернизированной.
На начальном этапе эксперимента была проведена диагностика всех детей с целью установления уровня развития творческих способностей (творческого мышления и воображения) до внедрения программы. Диагностика проводилась на втором и третьем занятии для устранения влияния дискомфортной или возбужденной атмосферы присутствующей на первом занятии.
Диагностика включала методику «Нарисуй что-нибудь» для определения уровня воображения и субтест П.Торранса «Закончи рисунок» для диагностики творческого мышления детей.
По результатам первичной диагностики по методике «Нарисуй что-нибудь», где детям предлагается придумать и нарисовать что-нибудь необычное, мы получили следующие результаты по уровню развития воображения у детей в контрольной группе до начала эксперимента:
1 ребёнок с очень высоким уровнем воображения (10 баллов);
2 детей с высоким уровнем (8-9 баллов);
5 детей со средним уровнем (5-7 баллов);
2 ребёнка с низким уровнем (3-4 балла);
2 ребёнка с очень низким уровнем (0-2 балла);
Диаграмма 1. Результаты диагностики воображения контрольной группы до внедрения программы (подробнее см. приложение 4 таблица 1)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на начало эксперимента имело средний уровень развития воображения.
По результатам диагностики детей экспериментальной группы, по методике «Нарисуй что-нибудь», до начала эксперимента, мы получили следующие результаты:
1 ребёнок с очень высоким уровнем воображения (10 баллов).
3 детей с высоким уровнем (8-9 баллов)
4 детей со средним уровнем (5-7 баллов)
2 ребёнка с низким уровнем (3-4 балла)
и 2 с очень низким уровнем (0-2 балла)
Диаграмма 2. Результаты диагностики воображения экспериментальной группы перед экспериментом (подробнее см. приложение 4 таблица 2)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на момент окончания эксперимента имело средний уровень развития воображения.
Повторная диагностика детей экспериментальной группы дала следующие результаты:
3 детей с очень высоким уровнем воображения (10 баллов).
6 детей с высоким уровнем (8-9 баллов)
3 детей со средним уровнем (5-7 баллов)
И ни одного ребёнка с низким уровнем (3-4 балла)
и очень низким уровнем (0-2 балла)
Диаграмма 4. Результаты диагностики воображения экспериментальной группы после внедрения программы (подробнее см. приложение 4 таблица 4)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на момент завершения эксперимента имело высокий и очень высокий уровень развития воображения.
Оценка рисунка ребенка производилась в баллах по следующим критериям:
10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов 8-9 баллов 5-7 баллов 3-4 балла 0-2 балла
— очень высокий.
— высокий.
— средний.
— низкий.
— очень низкий.
Сравнение диаграмм результатов по методике «Нарисуй что-нибудь» на момент окончания эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Диаграмма 5. выводы об уровне развития воображения в контрольной группе на момент окончания эксперимента
С помощью субтеста П. Торранса «Закончи рисунок» была проведена диагностика творческого мышления детей. В этом субтесте детям предлагалось дорисовать незаконченные фигуры, добавив к ним линии, и придумать, таким образом, предметы, сюжетные картинки или целую историю.
Материалы по педагогике:
Основные методологические подходы в педагогике
1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: уч ...
Психолингвистическая основа школьного многоязычия
Слово «полилингвизм» происходит от частички poli, что значит по-латыни «много», «множество», и слова lingua – «язык». Полилингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Полилингвист – человек, который может общаться как минимум на трех языках. Различают естественный (бытово ...
Негативные последствия современной «свободы»
Что же происходит в самые последние годы? Какие тенденции наблюдаются сейчас? В основном последние десять лет характеризуются большей степенью открытости России по отношению к внешнему миру. И, как ни странно, мы столкнулись с тем, что наша элита стала перенимать на Западе не то, что лучше, а то, ч ...