Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки.
Купить футбольные ворота паралимпийские паралимпии ские виды спорта купить.Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей.
Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для общества, так и для самой личности.
Основные положения теории творчества, изложены в трудах М.М. Бахтина, доработаны В.С. Библером и С.Ю. Кургановым. Большой вклад в исследование творчества внесли многочисленные отечественные и зарубежные исследования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и др.; Линдсей Г., Холл K.C., Томпсон Р.Ф.). В исследованиях ПЯ. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Я.А. Пономарева, Д.Б. Эльконина и других показано, что различные характеристики мышления младших школьников непосредственно зависят от организации учебного процесса, от содержания обучения. Интерес представляют исследования креативности зарубежных ученых (Р. Торренс, К. Тейлор, Э. Роу К. Кокс, Р. Мей, и др.), рассматривающих ее как высшую форму мышления. Сущность креативности как интегрального явления широко представлена в многочисленных исследованиях целого ряда отечественных ученых (Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева, ИВ. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин. Е.Л. Яковлева и др.). Познавательный интерес, активность, самостоятельность и творчество учащихся рассмотрены в работах (Д.Б. Богоявленская, B.C. Данюшенков, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, Т.И. Шамова, Е.А. Яковлева)
Исследование развития творческих способностей требует выявления условий, в которых осуществляется этот процесс, то есть развивающей среды. Отдельные аспекты этой проблемы изучены в рамках исследований посвященных «педагогике среды» (С.Т.Шацкий), «общественной среде ребенка» (П.П.Блонский), «образовательной среде» (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Д.Локк), «окружающей среде» (П.П.Блонский, З.Н.Гинзбург, А.С.Макаренко, С.М.Ривес, В.Н.Сорока-Россинский, С.Т.Шацкий и др.).
При всем многообразии исследований, необходимо отметить их теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального педагогического процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся, необходимо выявить комплекс психолого-педагогических условий, разработать технологическое обеспечение его реализации. Таким образом, проблемой исследования является существующее противоречие между потребностью общества в думающих, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях гражданах и недостаточной разработанностью различных методик и подходов к развитию творческих способностей младших школьников в учреждении дополнительного образования. Данное противоречие так же определяет актуальность нашего исследования и выбор темы: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования».
Цель: Разработать и экспериментально проверить проект, развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования – студия керамики как среда развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - дети младшего школьного возраста, участники студии керамики, как носители творческих способностей.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие творческих способностей младших школьников на занятиях в учреждении дополнительного образования будет успешным при следующих условиях:
при использовании в процессе обучения младших школьников в учреждении дополнительного образования специальных форм и методов направленных на развитие творческих способностей;
при создании артсреды и благоприятной атмосферы;
при включении других аспектов проекта по развитию творческих способностей, таких как - работа с родителями и личностное развитие педагога;
Задачи:
Рассмотреть и обобщить подходы к развитию и диагностике творческих способностей младших школьников в учебно-методической литературе.
Выделить условия, способствующие развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении Гимназии №6 г. Солнечногорска.
Выделить методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников для родителей.
Разработать проект программы и экспериментально проверить условия, влияющие на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в Гимназии №6.
Методы исследования - теоретический анализ научно-методической литературы и научных исследований, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент и диагностические методы (беседа, наблюдение, естественный эксперимент, тестовые методики).
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанная программа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста может успешно применяться на практике.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой, теоретической главе раскрыта сущность понятия "творчество", дана его характеристика; рассмотрены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста; рассмотрены основные подходы к диагностике творческих способностей; и основные средства и методы для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования. Во второй главе - практической, описаны проведённые диагностики творческих способностей детей младшего школьного возраста, и их результаты, разработана и апробирована программа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в студии керамики.
Опытно-экспериментальная база исследования – студия керамики гимназии №6 г. Солнечногорска.
Материалы по педагогике:
Расчет экономической эффективности проекта
Эффективность внедрения модуля «Преподаватели» информационно-аналитической системы обуславливается действием ряда факторов организационного, информационного и экономического характера. Организационный эффект проявляется в освобождении сотрудников и преподавателей кафедры от рутинных операций по сис ...
Иркутский государственный университет
Иркутский государственный университет учрежден 27 октября 1918 года. Его открытие положило начало высшему образованию в Сибири и на Дальнем Востоке. Университет сразу стал главным образовательным, научным и культурным центром на огромной территории от Енисея до Тихого океана. Сегодня Иркутский госу ...
Дидактические игры в процессе обучения детей на уроках математики
Возраст ребенка с шести до семи лет принято считать переходным. С одной стороны, этот возраст можно назвать старшим дошкольным, если ребенок обучается в детском саду. С другой стороны – младшим школьным, потому что с приходом в школу ребенок погружается в учебную деятельность. Однако ведущей деятел ...