BriefEducation
Образование: теория и практика » Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности

Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности

Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки.

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей.

Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для общества, так и для самой личности.

Основные положения теории творчества, изложены в трудах М.М. Бахтина, доработаны В.С. Библером и С.Ю. Кургановым. Большой вклад в исследование творчества внесли многочисленные отечественные и зарубежные исследования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и др.; Линдсей Г., Холл K.C., Томпсон Р.Ф.). В исследованиях ПЯ. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Я.А. Пономарева, Д.Б. Эльконина и других показано, что различные характеристики мышления младших школьников непосредственно зависят от организации учебного процесса, от содержания обучения. Интерес представляют исследования креативности зарубежных ученых (Р. Торренс, К. Тейлор, Э. Роу К. Кокс, Р. Мей, и др.), рассматривающих ее как высшую форму мышления. Сущность креативности как интегрального явления широко представлена в многочисленных исследованиях целого ряда отечественных ученых (Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева, ИВ. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин. Е.Л. Яковлева и др.). Познавательный интерес, активность, самостоятельность и творчество учащихся рассмотрены в работах (Д.Б. Богоявленская, B.C. Данюшенков, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, Т.И. Шамова, Е.А. Яковлева)

Исследование развития творческих способностей требует выявления условий, в которых осуществляется этот процесс, то есть развивающей среды. Отдельные аспекты этой проблемы изучены в рамках исследований посвященных «педагогике среды» (С.Т.Шацкий), «общественной среде ребенка» (П.П.Блонский), «образовательной среде» (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Д.Локк), «окружающей среде» (П.П.Блонский, З.Н.Гинзбург, А.С.Макаренко, С.М.Ривес, В.Н.Сорока-Россинский, С.Т.Шацкий и др.).

При всем многообразии исследований, необходимо отметить их теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального педагогического процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся, необходимо выявить комплекс психолого-педагогических условий, разработать технологическое обеспечение его реализации. Таким образом, проблемой исследования является существующее противоречие между потребностью общества в думающих, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях гражданах и недостаточной разработанностью различных методик и подходов к развитию творческих способностей младших школьников в учреждении дополнительного образования. Данное противоречие так же определяет актуальность нашего исследования и выбор темы: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования».

Цель: Разработать и экспериментально проверить проект, развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении.

Объект исследования – студия керамики как среда развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования - дети младшего школьного возраста, участники студии керамики, как носители творческих способностей.

Гипотеза: мы предполагаем, что развитие творческих способностей младших школьников на занятиях в учреждении дополнительного образования будет успешным при следующих условиях:

при использовании в процессе обучения младших школьников в учреждении дополнительного образования специальных форм и методов направленных на развитие творческих способностей;

при создании артсреды и благоприятной атмосферы;

при включении других аспектов проекта по развитию творческих способностей, таких как - работа с родителями и личностное развитие педагога;

Задачи:

Рассмотреть и обобщить подходы к развитию и диагностике творческих способностей младших школьников в учебно-методической литературе.

Выделить условия, способствующие развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении Гимназии №6 г. Солнечногорска.

Выделить методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников для родителей.

Разработать проект программы и экспериментально проверить условия, влияющие на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в Гимназии №6.

Методы исследования - теоретический анализ научно-методической литературы и научных исследований, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент и диагностические методы (беседа, наблюдение, естественный эксперимент, тестовые методики).

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанная программа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста может успешно применяться на практике.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой, теоретической главе раскрыта сущность понятия "творчество", дана его характеристика; рассмотрены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста; рассмотрены основные подходы к диагностике творческих способностей; и основные средства и методы для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования. Во второй главе - практической, описаны проведённые диагностики творческих способностей детей младшего школьного возраста, и их результаты, разработана и апробирована программа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в студии керамики.

Опытно-экспериментальная база исследования – студия керамики гимназии №6 г. Солнечногорска.

Материалы по педагогике:

Всё для фронта, всё для победы
Личный указ Сталина был – восстановить завод за 12 месяцев. При ударном труде работников и рабочих строительство закончили на 5 месяцев раньше. Сами работники с гордостью говорили так: "На 5 месяцев раньше дали продукцию фронту". На всех основных работах были заняты специалисты, эвакуиров ...

Работа над текстом на старшей ступени обучения
Возможность развития устной речи на базе чтения никогда не вызывала сомнений. Многие современные зарубежные и советские методисты и преподаватели-практики рекомендуют и успешно используют чтение как средство обучения говорению на всех этапах и в разных условиях. Это особенно актуально сейчас в стар ...

Методы воспитания
1. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся: – постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения; – формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деяте ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru