Мною было в рамках дипломного проекта разработана методика по оценке качества деятельности преподавателей кафедры с использованием интеллектуальных компонентов. Изучив всевозможные методики и положения о рейтинговых системах качества работы преподавателей других вузов, обзор некоторых методик подробно описан в пункте 1.3.3 и проанализировав зарубежный опыт (пункт 1.2.4), я предложила собственную методику.
Главная цель рейтинговой оценки - стимулировать работу профессорско-преподавательского состава кафедры, повышать ее авторитет.
От того, в какой степени преподаватель соответствует современным требованиям, зависит качество подготовки специалистов. Необходим более полный и объективный учет результатов работы, определение конкретных направлений их деятельности и соответствующей оценочной шкалы.
Предлагаемая мною методика охватывает все виды деятельности преподавателей и обеспечивает интегральный характер оценки. Она обеспечит обратную связь для реализации важнейшей задачи - повышения качества подготовки специалистов. Критерии качества работы преподавателей максимально приближены к критериям качества работы кафедры и университета.
При оценке качества работы преподавателей достаточно сложно определить критерии и методы расчета. При этом руководством кафедры и мной была проделана большая работа по разработке методики оценки качества работы преподавателей кафедры. Было выделено семь фактора влияющих на общую оценку (рисунок 2.8).
Рисунок 2.8 – Основные разделы методики
С целью стимулирования постоянной творческой активности научно-педагогических кадров, данная методика включает индивидуальный рейтинг преподавателя, который состоит из накопленного квалификационного потенциала и активности по основным направлениям деятельности: учебная работа, учебно-методическая работа, научная работа, общественная, организационная и воспитательная работа.
Накопленный квалификационный потенциал - данный показатель характеризует, каких высот, должностей, званий преподаватель достиг, какие знания, умения приобрел в своей профессиональной деятельности за годы своей работы:
- уровень квалификации (доктор, кандидат, без степени);
- член-корреспондент РАН, РАО и других имеющих государственный статус;
- участие в организации и проведении общественной работы (членство, занимаемые должности и полученные звания в профессиональной деятельности);
- имеющиеся навыки работы с офисными программами и уровнем владения программирования. Данный показатель учитывает, что каждый преподаватель должен как минимум быть пользователем офисных программ, а показатель умения программировать зависит от профессиональной занятости преподавателя (если преподаватель ведет дисциплины, например «Информатика и программирование», «Инструментальные средства разработчика информационных систем», «Проектирование информационных систем» и т.п., то требуется высокий весовой коэффициент, а если те дисциплины, где не требуются знания программирования – то низкий весовой коэффициент).
Активность по основным направлениям деятельности - данный показатель показывает насколько активно и эффективно преподаватель участвует, проявляет себя по следующим направлениям:
- учебная работа – данный показатель учитывает часовую нагрузку преподавателя, количество дипломников, аспирантов, соискателей и докторантов под его руководством. Работа по постановки новых курсов лекций, лабораторных работ (семинаров) с использованием компьютерных демонстраций и программного обеспечения соответственно. Также получения дополнительного образования, повышение квалификации в форме получения дополнительных знаний, например, изучение иностранных языков, посещения компьютерных курсов или занятий на факультете педагогического мастерства и др.;
- учебно-методическая работа – данный показатель характеризует участие преподавателей в разработке новых программ и внедрение новых средств контроля знаний студентов, а также написание методических указаний, учебников, учебных пособий и электронных пособий для использования в обучении студентов;
Материалы по педагогике:
Понятие «эвристика» и «эвристический метод»
Эвристика может пониматься как: · научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует); · приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределе ...
Определение уровня сформированности словаря старших дошкольников
Для выявления выявление уровня сформированности словаря детей использовался комплексный тестовый метод диагностики речевого развития Ф.Г. Даскаловой. В обследовании приняли участие 15 детей. Обследование лексического развития старших дошкольников проводилось на материале природоведческой лексики и ...
В.Г. Горецкий - традиционная
программа по чтению
В учебниках по литературному чтению «Родная речь», разработанных В.Г. Горецким, пословицы вынесены на форзац учебника, как материал, активизирующий внимание и умственную деятельность учащихся – о дружбе «птица сильна крыльями, а человек дружбой», «крепкую дружбу и водой не разольёшь»; о труде – «гд ...