BriefEducation
Образование: теория и практика » Межпредметные связи на уроках технологии » Использование межпредметных связей в начальной школе

Использование межпредметных связей в начальной школе

Страница 1

Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественнонаучные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира. Стремянка 6 шесть ступенеи Стремянка ПРЕМИУМ алюминиевая 6 ступеней 100tachek.ru.

Но в природе и обществе нет изолированных процессов. Нельзя понимать мир по отдельным независимым законам связей, явлений. В реальном мире все взаимосвязано, а в учебных предметах изучаются с разных сторон. Закономерно возникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в образовании. В чем сущность этой категории обучения. В научно-педагогической литературе и исследованиях пока понятие интеграции анализируется неоднозначно.

Эти связи рассматривают «взаимную согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями»). Такое содержание, на наш взгляд, отражает три признака взаимной обусловленности:

– выделение знаний или их элементов в учебных предметах, по-разному характеризующих реальные явления, объекты и процессы;

– указание способов связей, имеющих методический инструментарий, посредством которого выявляются возможные логические конструкции и методические приемы их реализации;

– направленность связи на развивающие функции обучения.

Таким образом, существование межпредметных связей обусловлено наличием трех признаков: смысловым соотношением, наличием способа реализации и указанием направления этих связей.

Педагогический аспект межпредметных связей как целостного явления впервые был исследован В.Н. Максимовой и получил свое развитие в исследованиях И.Д. Зверева, Г.И. Суравегина, Т.К. Александровой, А.В. Усовой и др. Педагогическая идея межпредметных связей возникла и развивалась под влиянием процессов интеграции и дифференциации научных знаний. Межпредметные связи обозначают начальный уровень интеграции.

Развитие идей межпредметных связей отражено в работах Г.И. Батуриной, Ш.И. Ганелина, П.М. Иванова, П.Г. Кулагина, которые показали, что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно исторических условий его развития.

Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее трансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с практическими и теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох – Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского. Они выделяли проблему межпредметных связей как обеспечение системы знаний учащихся о мире. Так, Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

К.Д. Ушинский дал психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей. Актуальной и перспективной явилась его идея о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам».

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Развитие стиля педагогической деятельности вуза
Деятельность преподавателя вуза относится к типу профессий, в которых не каждый человек может добиться нужной эффективности. Профессиональный труд преподавателя вуза обязательно должен содержать педагогический и исследовательский компоненты, но их взаимодействие зависит от ценностных ориентаций кон ...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не ...

Цели и структура правового образования в школе и деятельность учителя права по их реализации
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru