Еще древние философы были убеждены в том, что система образования и воспитания - наиболее значимый фактор общественного воспроизводства: от него зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность, и эффективность будущего развития самого общества. Как отмечал Платон, именно воспитание в полной мере обеспечивает достаточно определенный и ясно выраженный результат: либо Благо, либо его противоположность.
Теоретико-ценностная проблематика появилась вместе с возникновением философии, которая стремилась определить ориентиры ценностного отношения человека к миру. Хотя слова, обозначающие ценность и ценностное отношение, существовали, но терминами философских категорий они стали только в XIX в. Для философии постановка проблемы ценности имела большое значение, т. к. позволяла понять не только природу человека, но и те механизмы, которые побуждают его к знанию и действию. Понятие «ценность» в специальную философскую лексику было введено в 60-е гг. XIX в. Оно соответствовало смыслу значимости чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик. Так определил понятие «ценность» немецкий философ Р.Г. Лотце, который теоретически обособил ценностную сферу от явлений действительности.
Немецкий философ Ф. Ницше в качестве высшей ценности рассматривал личность, ее развитие. Цель воспитания, по Ф. Ницше, – формирование сверхчеловека, способного учитывать влияние наследственных факторов, возможности индивида и его стремление к саморазвитию, создавать условия для развития индивидуальности личности в окружающем ее социуме. Идея активной, саморазвивающейся личности является основой в его педагогических воззрениях. Образование – естественное условие саморазвития личности. Другой немецкий философ Г. Риккерт представил классификацию ценностей: логические, эстетические, мистические, нравственные и социально-этические, личные, религиозные. Он утверждал, что ценности являются духовным образованием и составляют особый мир, который исследуется философским мышлением. Каждая подсистема содержит три составляющие: ценности, благо, оценку (оценочное отношение).
Отечественная философия XIX в. представлена течениями, имеющими различные ценностные основания. Для нее характерна задача синтеза всего, что сказано в построениях предыдущих мыслителей, синтеза в форме системы. Со второй половины XIX в. в философии формируются позитивизм и материализм. Новое поколение второй половины XIX в. (Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев) высшими ценностями признавало веру в личность, ее творческие силы, естественное движение души, «разумный эгоизм».
Педагогическая мысль России второй половины XIX – начала XX в. была противоречивой и неоднородной. Как высочайшие ценности рассматривались личность человека, его свобода, нравственное достоинство. В связи с развитием русской науки, особенно естествознания, возросла ценность научного знания, ума, творчества человека как достойных ценностного отношения. Ценности свободы, добра, нравственности рассматривались через призму личности и ее самоценности (Н.А. Бердяев, К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.). Многоплановость философских идей российских мыслителей объединяла тема личности, ее места в мире. Образование представлялось как путь к осознанию нравственного начала в человеке (Н.П. Огарев, А.Г. Одоевский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.). В работах П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского раскрывается двойственная ценность образования: к образованию стремится отдельная личность, в нем заинтересовано общество. В то же время здесь возникает противоречие: народ, как правило, противодействует тем усилиям, которые государство проявляет для его образования. По замечанию Л.Н. Толстого, это противоречие сопровождает весь путь развития образования.
Таким образом, ценностная характеристика педагогических явлений складывалась в процессе развития общества, что нашло отражение в трудах отечественных и зарубежных философов и педагогов второй половины XIX – начала XX в. (И.Ф. Богданович, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, И.В. Киреевский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский; Ф.А. Дистервег, Р.Г. Лотце, М. Мюнстерберг, Ф. Ницше, Г. Риккерт и др.). Они видели в образовании средство улучшения человека, его физического, умственного и нравственного развития.
Образование формирует человека конкретного общества, сообразованного с его потребностями, осознающего цели его развития и служащего их реализации. При этом образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, способствует усвоению значимых общечеловеческих ценностей.
В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.
Материалы по педагогике:
Карта интересов для младших школьников
Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности младших школьников. Это в свою очередь дает возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка. Чтобы полученная информация была объективна, был проведен опрос не только ...
Практические советы по применению юмора
в воспитании
Практически любые советы о воспитании обязательно содержат указания на личный пример родителей. И в воспитании чувства юмора он тоже важен. Важна атмосфера семьи, где все подшучивают друг над другом и не прекращают смеяться даже в периоды наплыва работы или скопления неприятностей. Нужно прислушива ...
Культура и быт русского народа в экспозициях школьных музеев
Музей крестьянского быта в школе №37 официально был открыт 21 октября 2003 г. Причиной его создания послужила программа М.Ю. Новицкой «Родная земля», опубликованная в сборнике курсов для учителей образовательных учреждений. После прочтения этого сборника Романцова Надежда Ивановна (будущий руководи ...