Пейзаж (от французского paysagе - местность, страна) – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.
Пейзажем называется также сам объект такого изображения.
Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (перевод с немец. ланд – земля и шафт – вид) – общий вид, панорама какой-либо местности.
Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это – и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи.
В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени, совокупность ее чувств и переживаний.
Изображение природы часто используются художниками и в других жанрах живописи (портрете, жанровой, батальной, былинной живописи), служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа. В этом случае пейзаж утрачивает свое самостоятельное значение.
Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Изображение природы встречается в египетских фресках, относящихся ко 2 тыс. до н.э. Известны целые панно с плоскостным изображением деревьев и сидящих на них птиц, Нил с лотосами и плавающими в воде рыбами.
Дальнейшее развитие пейзаж получил в древнегреческих фресках, римских мозаиках, изображающих пышные сады, цветники с животными и птицами.
В 4-5вв. этот жанр достиг расцвета в Азии, Китае и Японии.
В средневековой Европе пейзаж встречается в иконах, религиозных миниатюрах (сюжеты разворачиваются на тонко проработанных пейзажных фонах).
В период великих географических открытий изменяется представление о пространстве, появляется масштабная соразмерность природы и человека, в это время был открыт закон линейной и воздушной перспективы, что дало возможность показать природу с ее деталями.
В становление пейзажного жанра внесли вклад многие поколения художников разных стран и эпох. Каждый век приобретает новое видение, вдохновляется новыми идеями.
На картинах 17 в. лежит печать гуманизма, рационализма, благоговейного отношения к природе. В искусстве Ренессанса чаще всего встречаются образы весенней расцветающей природы, а в барокко – мотивы осеннего увядания.
На полотнах художников 19в. мы видим романтическую бурную природу. В этот период влияние на пейзажную живопись оказали художники Англии. Широкое распространение пейзажной живописи получила во Франции. И в этом большую роль сыграли художники Барбизонской школы, воспроизводили картины родной природы.
В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в 18 в., до этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях.
На рубеже ХVІІІ-ХІХ вв. появились произведения, в которых правдиво передавалась натура (М.Н. Михеева, Ф.Я. Алексеева – изображали памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска).
Новатором в области пейзажа стал Иванов А.А.
Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А.Г. Венецианова и его учеников, которые изображали крестьянскую жизнь на фоне лугов и полей спелой ржи.
В творчестве Саврасова А.К. появляется новый мотив – камерный лирический пейзаж, детально повествующий о красоте скромных уголков родной природы.
Современники увидели: в пейзажах А.К. Саврасова настоящую Россию с ее красотой; морские просторы – И.К. Айвазовского; создателя этических полотен, посвященных русскому лесу – И.И. Шишкина.
Материалы по педагогике:
Уровень рецидива как показатель эффективности процесса воспитания осужденных
Среди наиболее актуальных проблем не только России, но и других стран мира представляются проблемы по разработке системы мер борьбы с такого рода преступностью, совершенствования уголовно – правовых мер и профилактики рецидивов преступлений. Неоднократно судимые осужденные отбывают наказание в осно ...
Практическая работа по использованию активных методов обучения в подготовке
специалистов дошкольного образования
Ориентируясь на результаты констатирующего этапа эксперимента, мы провели формирующий этап эксперимента. На формирующем этапе экспериментальной работы мы решали следующую задачу: - разработать и апробировать систему активных методов обучения, которые бы повысили уровень проявления активности студен ...
Подготовка к военной службе как педагогическая проблема
В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом опередил современные подходы к проблеме подготовке современной молодежи к прохождению военной службы. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающе ...