BriefEducation
Образование: теория и практика » Восприятие пейзажа дошкольниками » Пейзаж - жанр живописи

Пейзаж - жанр живописи

Страница 1

Пейзаж (от французского paysagе - местность, страна) – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.

Пейзажем называется также сам объект такого изображения.

Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (перевод с немец. ланд – земля и шафт – вид) – общий вид, панорама какой-либо местности.

Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это – и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи.

В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени, совокупность ее чувств и переживаний.

Изображение природы часто используются художниками и в других жанрах живописи (портрете, жанровой, батальной, былинной живописи), служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа. В этом случае пейзаж утрачивает свое самостоятельное значение.

Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Изображение природы встречается в египетских фресках, относящихся ко 2 тыс. до н.э. Известны целые панно с плоскостным изображением деревьев и сидящих на них птиц, Нил с лотосами и плавающими в воде рыбами.

Дальнейшее развитие пейзаж получил в древнегреческих фресках, римских мозаиках, изображающих пышные сады, цветники с животными и птицами.

В 4-5вв. этот жанр достиг расцвета в Азии, Китае и Японии.

В средневековой Европе пейзаж встречается в иконах, религиозных миниатюрах (сюжеты разворачиваются на тонко проработанных пейзажных фонах).

В период великих географических открытий изменяется представление о пространстве, появляется масштабная соразмерность природы и человека, в это время был открыт закон линейной и воздушной перспективы, что дало возможность показать природу с ее деталями.

В становление пейзажного жанра внесли вклад многие поколения художников разных стран и эпох. Каждый век приобретает новое видение, вдохновляется новыми идеями.

На картинах 17 в. лежит печать гуманизма, рационализма, благоговейного отношения к природе. В искусстве Ренессанса чаще всего встречаются образы весенней расцветающей природы, а в барокко – мотивы осеннего увядания.

На полотнах художников 19в. мы видим романтическую бурную природу. В этот период влияние на пейзажную живопись оказали художники Англии. Широкое распространение пейзажной живописи получила во Франции. И в этом большую роль сыграли художники Барбизонской школы, воспроизводили картины родной природы.

В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в 18 в., до этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях.

На рубеже ХVІІІ-ХІХ вв. появились произведения, в которых правдиво передавалась натура (М.Н. Михеева, Ф.Я. Алексеева – изображали памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска).

Новатором в области пейзажа стал Иванов А.А.

Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А.Г. Венецианова и его учеников, которые изображали крестьянскую жизнь на фоне лугов и полей спелой ржи.

В творчестве Саврасова А.К. появляется новый мотив – камерный лирический пейзаж, детально повествующий о красоте скромных уголков родной природы.

Современники увидели: в пейзажах А.К. Саврасова настоящую Россию с ее красотой; морские просторы – И.К. Айвазовского; создателя этических полотен, посвященных русскому лесу – И.И. Шишкина.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Школа искусств как институт развития детского музыкального творчества
В решении поставленных государственных задач воспитания и образования детей и молодежи важная роль отведена системе детских школ искусств, в деятельности которых определяющей функцией является развитие склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и под ...

Внедрение физической культуры в повседневный быт школьников
Внедрение физической культуры в повседневный быт школьников является основной задачей в плане подготовки учащихся к дальнейшей жизнедеятельности. Занимаясь физической культурой, подростки овладевают необходимыми знаниями для совершения простейших действий, преодоления трудностей, связанных с примен ...

Чтение как сложный психофизиологический процесс
Критический анализ проблемы нарушения чтения должен основываться, прежде всего, на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru