Пейзаж (от французского paysagе - местность, страна) – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.
Пейзажем называется также сам объект такого изображения.
Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (перевод с немец. ланд – земля и шафт – вид) – общий вид, панорама какой-либо местности.
Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это – и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи.
В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени, совокупность ее чувств и переживаний.
Изображение природы часто используются художниками и в других жанрах живописи (портрете, жанровой, батальной, былинной живописи), служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа. В этом случае пейзаж утрачивает свое самостоятельное значение.
Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Изображение природы встречается в египетских фресках, относящихся ко 2 тыс. до н.э. Известны целые панно с плоскостным изображением деревьев и сидящих на них птиц, Нил с лотосами и плавающими в воде рыбами.
Дальнейшее развитие пейзаж получил в древнегреческих фресках, римских мозаиках, изображающих пышные сады, цветники с животными и птицами.
В 4-5вв. этот жанр достиг расцвета в Азии, Китае и Японии.
В средневековой Европе пейзаж встречается в иконах, религиозных миниатюрах (сюжеты разворачиваются на тонко проработанных пейзажных фонах).
В период великих географических открытий изменяется представление о пространстве, появляется масштабная соразмерность природы и человека, в это время был открыт закон линейной и воздушной перспективы, что дало возможность показать природу с ее деталями.
В становление пейзажного жанра внесли вклад многие поколения художников разных стран и эпох. Каждый век приобретает новое видение, вдохновляется новыми идеями.
На картинах 17 в. лежит печать гуманизма, рационализма, благоговейного отношения к природе. В искусстве Ренессанса чаще всего встречаются образы весенней расцветающей природы, а в барокко – мотивы осеннего увядания.
На полотнах художников 19в. мы видим романтическую бурную природу. В этот период влияние на пейзажную живопись оказали художники Англии. Широкое распространение пейзажной живописи получила во Франции. И в этом большую роль сыграли художники Барбизонской школы, воспроизводили картины родной природы.
В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в 18 в., до этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях.
На рубеже ХVІІІ-ХІХ вв. появились произведения, в которых правдиво передавалась натура (М.Н. Михеева, Ф.Я. Алексеева – изображали памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска).
Новатором в области пейзажа стал Иванов А.А.
Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А.Г. Венецианова и его учеников, которые изображали крестьянскую жизнь на фоне лугов и полей спелой ржи.
В творчестве Саврасова А.К. появляется новый мотив – камерный лирический пейзаж, детально повествующий о красоте скромных уголков родной природы.
Современники увидели: в пейзажах А.К. Саврасова настоящую Россию с ее красотой; морские просторы – И.К. Айвазовского; создателя этических полотен, посвященных русскому лесу – И.И. Шишкина.
Материалы по педагогике:
Духовный кризис общества и семья
Семья и брак - основа общества и поэтому любому, кто хочет понять и осознать проблемы общества, необходимо понимать и то, что происходит в этой области и каковы причины кризиса семьи. Советский Союз - единственная страна в мире, где люди жили при социализме более 70 лет, то есть за это время полнос ...
Методы и способы контроля и проверки по курсу «Трудовое обучение» в
современной отечественной начальной школе
Метод контроля – «это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса». Эти действия «должны обеспечивать систематическое, полное, точное и операт ...
Сущность контроля и проверки
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контрол ...