В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом опередил современные подходы к проблеме подготовке современной молодежи к прохождению военной службы. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Как инвариантный рассматривается один из подходов к концепции профессионального самоопределения, созданной в Институте профессионального самоопределения молодежи при РАО, который основывается на теории «Я - концепции» развития личности. Интересными и важными в развитии теории самоопределения считаются идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека.
А. Маслоу (1992), разрабатывая теорию самоактуализации личности, выделил некоторые пути развития личности, среди которых потребность в самореализации выступает - как стремление человека совершенствоваться, выражать себя, проявляться в значимом для себя деле.
Профессиональное самоопределение невозможно без личностного, потому жизненное самоопределение рассматривается в целом, как умение ориентироваться, оценивать ситуацию, принимать решения не только в мире профессий, но и в собственном внутреннем мире, а так же в мире людей.
Личностное самоопределение можно определить по следующим показателям:
1- ценностные ориентации школьника: относительно учения, цели обучения в школе, смысла жизни, общения со взрослыми и со сверстниками, моральных, культурных ценностей общества;
2- уровень развития мотивационной сферы;
3 взаимоотношения с окружающими людьми, что, очевидно, требует изучения, с одной стороны - как школьник строит свои отношения с окружающими людьми, какими принципами он при этом руководствуется, как относится к людям; с другой стороны - требует изучения вопроса об отношении окружающих к нему;
4 - представления о себе, при этом не только касающиеся его уровня знаний, успеваемости, а общее владение навыками самоанализа, умение адекватно себя оценить и оценить мнение окружающих о себе.
Рассматривая процесс самоопределения старшеклассника многие исследователи подчеркивают, что неправомерно ограничивать понятие жизненное самоопределение только содержанием процесса, жизненными позициями, сменяющими одна другую по мере взросления человека. Привычное еще несколько лет назад качественное содержание самоопределения: учеба, профессия, построение семьи, - ограничивает представление о самом процессе. Сегодня молодой человек выбирает не просто профессию, вуз, место жительства. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека, о выборе того контекста, того социокультурного пространства, в котором человек хочет «строить себя, свою индивидуальную историю». Необходимо учитывать, что немало людей вообще видят смысл своей жизни вне профессиональной деятельности. Не случайно современная наука и культура поменяла свое отношение к понятию «карьера». Под этим словом понимается не только чисто профессиональный рост, а построение человеком всего образа жизни.
Материалы по педагогике:
Использование исторических задач в процессе обучения
Задача - вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий. На рубеже XX - XXI веков в гуманитарной образовательной практике широкое распространение получили исторические задачи. Причем, они полностью отвечали критериям научного определения: наличие вводной ин ...
Совершенствование умений и навыков учащихся в
решении различных видов составных задач
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если на уроках математики в начальной школе вести работу по обучению преобразованию задач, то это будет эффективным средством повышения общего уровня у школьников умения решать составные задачи. Для доказательства выдвинутой гипотезы на б ...
Наглядность в обучении иностранному языку
Одним из резервов интенсификации процесса обучения иностранному языку является использование средств наглядности. Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактич ...