BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Организация администрации образовательной системы

Организация администрации образовательной системы

Страница 1

Вся совокупность субъектов администрации образовательной системы во Франции объединена под названием «Общественная служба национального образования». В этой службе задействованы различные уровни администрации Министерства образования, министерства, представленные различными образовательными учреждениями, административные структуры учебных заведений и прочие субъекты образовательной системы.

Центральная администрация образовательной системы возникла почти двести лет назад. Ее рождение связывают с декретом Наполеона I от 17 марта 1808 г. об организации Университета Империи. Во главе Университета встал Grandmaitre и совет. С 1824 г. система образования находилась в ведении Министерства церковных дел и народного просвещения. С течением времени полномочия Министерства ширились, изменялось и его название, пока в 1932 г. оно не получило наименование Министерства национального образования. Его современная организация сложилась после 1945 г. в результате ряда реформ.

В настоящее время центральное управление французской системой образования осуществляет Министерство национального образования, высшего образования и науки (Ministère de l`education nationale, enseignement supérieure et recherches, до 2004 г. – Министерство по делам молодежи, образованию и науки, далее – Министерство образования).

Что касается министерских структур, то помимо Министерства образования в управлении системой образования задействованы Министерство сельского хозяйства, представленное сельскохозяйственными колледжами и лицеями, а также рядом школ; Министерство обороны, имеющее военные колледжи и лицеи, а также школы, дающие образование в областях науки, как, например, Политехническая школа (Ecole politechnique), или высшие военные учебные заведения, а также ряд других министерств, к которым относятся различные школы неуниверситетского сектора высшего образования.

Можно выделить три уровня администрации Министерства образования. Первый уровень администрации – национальный. Управление системой образования на этом уровне осуществляют центральные органы Министерства образования. Во главе его стоит министр. Сфера компетенции этого уровня администрации чрезвычайно широка. Более подробно о ней будет рассказано в следующем пункте.

Ко второму уровню администрации образовательной системы – региональному –относятся Академии. Они являются своего рода «представительствами» Министерства образования в регионах. Франция разделена на 30 Академий, которые в территориальном отношении соответствуют регионам и объединяют несколько департаментов. Исключения составляют три региона: Иль де Франс (три академии), Рона-Альпы (две) и Прованс-Лазурный берег (две). Каждая Академия возглавляется ректором – чиновником с достаточно широкими полномочиями по контролю и координации на всех уровнях образования, который, по сути, является посредником между центральной администрацией Министерства образования и учебными заведениями (в основном, средней и высшей школы). В распоряжении ректора имеются собственный аппарат и штат сотрудников.

И, наконец, третий уровень – департаментский. Его возглавляет директор служб национального образования (DSDE), курирующий учебные заведения первой и второй ступени системы образования, а также руководящий соответствующими службами. В его распоряжении также находится аппарат. Свои функции он выполняет при помощи инспекторов национального образования. Каждый инспектор национального образования ведает определенным кругом начальных заведений, находящихся обычно в нескольких коммунах.

В состав центральной администрации Министерства образования входят генеральные инспекции, управления и консультативные органы. В работе министру образования помогает заместитель министра (ministre délégue) по высшему образованию и науке, располагающий собственным кабинетом.

Генеральные инспекции национального образования осуществляют оценку результатов деятельности системы образования, а также разрабатывают предложения и рекомендации по претворению в жизнь государственной образовательной политики. В настоящее время существуют три генеральные инспекции – Генеральная инспекция национального образования (IGEN), Генеральная инспекция администрации Национального образования и исследований (IGAENR), Генеральная инспекция библиотек (IGB). Объектом оценки становятся все образовательные учреждения, которые пользуются содействием государства или территориальных коллективов. Одна из важнейших функций инспекций состоит в финансовом контроле за использованием государственных средств. Наделенные такими полномочиями, инспекции имеют свободный доступ во все административные структуры и во все образовательные учреждения, причем оцениваемые учреждения обязаны содействовать инспекциям в осуществлении их деятельности.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Примерный план занятий ИЗО на декабрь
Данный план представлен, в соответствии, с программой занятий по изобразительной деятельности, уже используемой в детских садах, в частности в ДОУ 2055. В таблице 1. представлены занятия на зимний месяц, декабрь, как наиболее актуальные на сегодня темы. Таблица 1. – План ИЗО для ДОУ Месяц Название ...

Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников
Ни в одном источнике научной литературы не дается понятие "гуманные взаимоотношения" Психолог В.И. Помогаева, изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, дала характеристику ...

Модельное занятие №3 Исследование изменений в педагогической деятельности
Использование метода кейс-стади для организации исследования изменений в педагогической деятельности. Вопросы и задания для работы с кейсами: 1. Прочтите текст одного, или нескольких кейсов. Выразите своё понимание, или отношение к описанным ситуациям, как ситуациям изменений в деятельности педагог ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru