BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Организация администрации образовательной системы

Организация администрации образовательной системы

Страница 1

Вся совокупность субъектов администрации образовательной системы во Франции объединена под названием «Общественная служба национального образования». В этой службе задействованы различные уровни администрации Министерства образования, министерства, представленные различными образовательными учреждениями, административные структуры учебных заведений и прочие субъекты образовательной системы.

Центральная администрация образовательной системы возникла почти двести лет назад. Ее рождение связывают с декретом Наполеона I от 17 марта 1808 г. об организации Университета Империи. Во главе Университета встал Grandmaitre и совет. С 1824 г. система образования находилась в ведении Министерства церковных дел и народного просвещения. С течением времени полномочия Министерства ширились, изменялось и его название, пока в 1932 г. оно не получило наименование Министерства национального образования. Его современная организация сложилась после 1945 г. в результате ряда реформ.

В настоящее время центральное управление французской системой образования осуществляет Министерство национального образования, высшего образования и науки (Ministère de l`education nationale, enseignement supérieure et recherches, до 2004 г. – Министерство по делам молодежи, образованию и науки, далее – Министерство образования).

Что касается министерских структур, то помимо Министерства образования в управлении системой образования задействованы Министерство сельского хозяйства, представленное сельскохозяйственными колледжами и лицеями, а также рядом школ; Министерство обороны, имеющее военные колледжи и лицеи, а также школы, дающие образование в областях науки, как, например, Политехническая школа (Ecole politechnique), или высшие военные учебные заведения, а также ряд других министерств, к которым относятся различные школы неуниверситетского сектора высшего образования.

Можно выделить три уровня администрации Министерства образования. Первый уровень администрации – национальный. Управление системой образования на этом уровне осуществляют центральные органы Министерства образования. Во главе его стоит министр. Сфера компетенции этого уровня администрации чрезвычайно широка. Более подробно о ней будет рассказано в следующем пункте.

Ко второму уровню администрации образовательной системы – региональному –относятся Академии. Они являются своего рода «представительствами» Министерства образования в регионах. Франция разделена на 30 Академий, которые в территориальном отношении соответствуют регионам и объединяют несколько департаментов. Исключения составляют три региона: Иль де Франс (три академии), Рона-Альпы (две) и Прованс-Лазурный берег (две). Каждая Академия возглавляется ректором – чиновником с достаточно широкими полномочиями по контролю и координации на всех уровнях образования, который, по сути, является посредником между центральной администрацией Министерства образования и учебными заведениями (в основном, средней и высшей школы). В распоряжении ректора имеются собственный аппарат и штат сотрудников.

И, наконец, третий уровень – департаментский. Его возглавляет директор служб национального образования (DSDE), курирующий учебные заведения первой и второй ступени системы образования, а также руководящий соответствующими службами. В его распоряжении также находится аппарат. Свои функции он выполняет при помощи инспекторов национального образования. Каждый инспектор национального образования ведает определенным кругом начальных заведений, находящихся обычно в нескольких коммунах.

В состав центральной администрации Министерства образования входят генеральные инспекции, управления и консультативные органы. В работе министру образования помогает заместитель министра (ministre délégue) по высшему образованию и науке, располагающий собственным кабинетом.

Генеральные инспекции национального образования осуществляют оценку результатов деятельности системы образования, а также разрабатывают предложения и рекомендации по претворению в жизнь государственной образовательной политики. В настоящее время существуют три генеральные инспекции – Генеральная инспекция национального образования (IGEN), Генеральная инспекция администрации Национального образования и исследований (IGAENR), Генеральная инспекция библиотек (IGB). Объектом оценки становятся все образовательные учреждения, которые пользуются содействием государства или территориальных коллективов. Одна из важнейших функций инспекций состоит в финансовом контроле за использованием государственных средств. Наделенные такими полномочиями, инспекции имеют свободный доступ во все административные структуры и во все образовательные учреждения, причем оцениваемые учреждения обязаны содействовать инспекциям в осуществлении их деятельности.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Среднее профессиональное образование
Выбор профессиональной ориентации образования осуществляется учащимися в третьем классе колледжа. Как правило, по этому пути идет не слишком успевающая в учебе молодежь. Профессиональное образование предоставляется в профессиональных лицеях, а также в центрах ученичества. Профессиональные лицеи гот ...

Высшее образование
История высшего образования во Франции уходит корнями в средневековье. Первый французский университет был основан в Париже в начале XIII века, в XIII-XIV вв. университеты появляются в Тулузе, Монпелье, Реймсе, Авиньоне, Орлеане и других городах. С XVI в. начинают создаваться первые высшие учебные з ...

Приёмы работы с пословицами на уроках чтения
Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять; представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам. К.Д. Ушинский пословица литературный чтение поговорка Выдающийся педагог К.Д. Ушинский п ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru