Исследуемая проблема затрагивает, прежде всего, механизм формирования ценностных ориентации старшеклассника в процессе выстраивания жизненного плана - как «осознанного варианта собственного будущего; ценностного образования субъективно значимых определений жизненных этапов, правил, принципов, по которым выстраивается целостное восприятие себя в мире ценностей, и проектируются перспективные линии развития личности» (Г.В.Данилова). Подготовка старшеклассников может рассматриваться как органичный компонент деятельности школы, ориентированный на самоопределение старшеклассника - личностное и профессиональное. Для этого необходимо раскрыть ключевые понятия: воинская деятельность, военная служба, подготовка к военной службе.
Воинская деятельность занимает особое место в современном мире. Это специфический вид деятельности, отличающийся высокой сложностью, напряженностью, огромным разнообразием форм. Содержание воинской деятельности определяется сущностью войны как продолжения политики другими средствами, средствами вооруженной борьбы. Эта борьба - бой или боевая деятельность - и выступает самой интенсивной формой воинской деятельности.
Как и всякая другая, воинская деятельность преследует общественные цели и связана с расходованием физических и духовных сил человека, требует от него предельного напряжения индивидуальных качеств и возможностей.
Воинская деятельность сегодня все больше требует профессионального отношения и высокого уровня специальной подготовленности. В настоящее время воинская деятельность как бы «уплотняется во времени». Несмотря на усложнение техники и вооружения, постоянно сокращаются боевые нормативы и сроки боевой подготовки, растут требования к уровню внутренней мобилизованности воина, готовности к немедленным и активным действиям по выполнению своих профессиональных задач. Это неизбежно влечет за собой интенсивное нарастание темпов психической жизни человека в процессе службы. Овладение современной военной техникой и эффективное ее использование требует сегодня уже не столько затрат физической энергии, сколько способности проявлять в условиях нарастающего психического напряжения такие качества, как ответственность, самостоятельность, решительность, эмоционально-волевая устойчивость. Особенно это относится к специалистам организаторского и операторского профиля, деятельность которых связана с переработкой больших объемов разнообразной информации, пересмотром многих вариантов действий, принятием решений в условиях жесткого лимита времени и при высокой значимости каждого из них.
Для эффективного решения задачи подготовки подростков к военной службе важное значение приобретает знание общей структуры военно-профессиональной деятельности, адекватное определение основных ее понятий: «профессия», «специальность», «должность» и т.д.
Профессия (от лат. Professio - объявляю своим делом), род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наиболее обобщенное и полное представление о военной профессии дает «профессия офицера». Слово «офицер» (нем. Officier - должность) впервые появилось во второй половине XVI века и обозначило лиц, занимавших определенные государственные должности в европейских странах. К концу XVI века офицерами стали называть войсковых и флотских командиров (начальников) в наемных армиях и на флотах Франции, а затем и в других европейских странах. В России офицерские чины (звания) впервые были введены в 30-х годах XVII века. Профессия офицера в современном обществе - это ставшее делом жизни человека занятие по вооруженной защите Родины. Российский офицер - это обобщенное понятие, указывающее на принадлежность к Вооруженным Силам РФ, на общность стоящих перед этой профессиональной группой задач, на единый, установленный законами и воинскими уставами порядок прохождения службы, определенный социальный статус.
Материалы по педагогике:
Общие
рекомендации по проверке работ учеников 8 класса ВЗМШ
В данном параграфе мы постараемся дать общие рекомендации по написанию указаний к наиболее часто встречающимся видам ошибок. Опираясь на анализ работ учеников 8 класса заочной школы ВЗМШ, проведенный во втором параграфе, можно выделить следующие группы типичных ошибок: 1) Необоснованное обобщение. ...
Экспериментальное изучение особенностей словесной
памяти у детей с нарушениями слуха
В данной работе был проведен двухмесячный (июль - август 2007 года) эксперимент по выявлению особенностей словесной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. в условиях дошкольного образовательного учреждения. Эмпирическое исследование проводилось в старших группах ДОУ Комбинированно ...
Особенности социально-педагогической
поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот
Адаптация детей-сирот в вузе - это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в соц ...