Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации.
Задачей музеев, в том числе и школьных, является сбор предметов – уходящих, невосполнимых. Собрать и сохранить изделия прошлого – это программа минимум для любого музея.
Основными функциями школьного музея являются:
- документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению и развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно – просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- развитие детского самоуправления .
Кроме этих функций к музею предъявляется еще ряд требований, вызванных повышенным интересом к культуре и быту русского народа. Проектируя музей русской культуры, следует помнить о его педагогическо – воспитательном и культурно – историческом значении. Основными направлениями в работе музея при этом будут:
Массовая работа, заключающаяся в проведении экскурсий, распространении памятных листков, брошюр, буклетов и пр.
Научно – исследовательская деятельность и сбор материалов путем экспедиций, командировок, а также корреспондентской сети и др.
Пропаганда культуры, искусства, быта русского народа: опубликование материалов о коллекциях, техническая пропаганда (информация по радио и телевидению).
В истории музейного дела России были периоды, когда школьный музей оказывался едва ли не самым востребованным. Так было на этапе его зарождения в последней трети 19в., в то время они служили переустройству образования. Будучи преимущественно музеями наглядных пособий, они самым непосредственным образом включались в учебный процесс для проведения принципа предметности. Они были нужны и учителю, и ученикам, поскольку являли собой отказ от устаревшей системы преподавания в школе, которая по свидетельству современников, «не знала ни картин, ни коллекций, ни моделей, ни экскурсий: учение в ней было формальное, сухое, схоластическое». В итоге уже к середине 20 в. В стране сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующими структуру музейной сети страны. Сейчас в России насчитывается около 5 тысяч музеев образовательных учреждений, и вместе с тем существует устойчивое представление об их кризисе. Часть из них действительно либо приходит в упадок, либо закрываются, что объясняется сменой идеологических приоритетов, слабой преемственностью в работе руководителей, материальными трудностями. С другой стороны, некоторым музеям удается не только сохраниться в условиях нового времени, но и отразить его требования и тенденции. Как, например, музеи русской культуры и быта. В настоящее время весьма актуальным является изучение русских традиций, быта русского народа, одежды, обрядов, праздников и пр.
В г. Кемерово музеи русской народной культуры функционируют в основном при общеобразовательных школах. Первый из них появился в 1994 г. (музей школы №96). Затем сеть школьных музеев начала пополнятся музеями данной направленности почти ежегодно. Так в 1995 г. был основан музей в школе №35, в 1997 г. при школе №49, в 1998 г. при школах №50, 55 и 99. На сегодняшний день численность школьных музеев русской культуры в г. Кемерово достигла 13. Они есть практически в каждом районе г.Кемерово. По нашему мнению такой огромный интерес к русской культуре вызван появлением в школе новой дисциплины: народоведение. Данная дисциплина преподается в начальных классах и является наиболее значимой для воспитания в школьниках чувств патриотизма, любви к родному краю. Школьники младших классов наиболее заинтересованы в создании подобного музея. Они приносят экспонаты, помогают в организации мероприятий, являются активными посетителями музея.
Материалы по педагогике:
О.В. Кубасова – программа
«гармония»
На смену единой, обязательной программе по чтению для начальной школы В.Г.Горецкого пришло более десятка авторских концепций, учебников по чтению и литературному образованию младших школьников. Одной из них является программа по литературному чтению - «Гармония». По мнению автора данной программы О ...
Виды и тактики педагогической поддержки школьников
Единый государственный экзамен может вызвать не только тревожность, неуверенность у старшеклассников, но для некоторых нервный срыв. Поэтому, повышение качества подготовки учащихся к единому экзамену невозможно без осуществления целенаправленной педагогической поддержки. Педагогическую поддержку оп ...
Эмоциональное развитие ребенка
Тщательный анализ взаимоотношений детей и родителей показывает, что к 3 месяцам жизни опекун и ребенок уже взаимодействуют в сложной коммуникативной системе, в рамках которой каждый партнер адекватно и точно вовремя реагирует на сигналы «другого». В ходе нескольких экспериментов исследователи разры ...