Сотни больших и малых сел и деревень сохранили очаги народной культуры. Параллельно с городской, как правило, профессиональной культурой, существовал и существует как способ самовыражения самодеятельный фон. Угроза его разрушения и исчезновения (в самом общем виде это устные традиции, язык, обычаи, обряды, празднества, традиционные ремесла, исполнительское искусство.) – это вызов нового времени, эпохи глобализации, за который приходится отвечать. К сожалению, Россия в этом смысле – отнюдь не исключение из общего правила. Так что сегодня острота проблемы совершенно очевидна.
https://www.seowizard.ru что такое seo продвижение строительного сайта.Актуальность исследования. Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания на народных традициях. Эти задачи обусловлены комплексным характером проблематики картины современного мира, в котором приходится развиваться и формироваться подрастающему поколению. Они включают в себя: обострение социальных процессов, приводящих к разрушению поколенных связей в семье; последствия научно-технического прогресса, проявляющиеся в отторжении от традиционной культуры, в частности, снижении популярности обрядовой культуры, размывании народных традиций и многом другом. Все это оказывает существенное влияние на развитие и формирование подрастающего поколения.
Таким образом, перед системой образования встают задачи связанные с изучением, сохранением и передачей традиций, фольклора, быта русского народа, которые должны способствовать усилению инновационных педагогических процессов, направленных на максимальное развитие интеллектуального и творческого потенциала детей.
Проблеме возрождения русской народной культуры на основе музейной педагогики посвящены исследования многих педагогов, краеведов и музейных работников: Вансловой Е.Г., Иванова П.В., Кацюбы Д.В., Мильке Е.Ю. и др. Все эти работы затрагивают один и тот же дискуссионный вопрос: вопрос организации комплексного изучения и возрождения русской народной культуры.
Однако, несмотря на изученность данной проблемы, нельзя сказать, что интерес к народному творчеству проявлялся постоянно. Но сейчас мы находимся на вершине одного из периодов взлета, повышенного внимания к нему.
Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем связанных с воспитанием учащихся на народных традициях в системе обучения общеобразовательных школ. Это недостатки существующих программ дисциплин основанных на знании традиционной культуры русского народа: разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработанность методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса.
Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема исследования: «Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово».
Цель исследования: исследование деятельности школьных музеев г. Кемерово по изучению и сохранению культуры, искусства, быта русского народа, воспитание интереса молодежи к нашему национальному достоянию, уважения к прошлому и настоящему.
Объект исследования: возрождение русской народной культуры.
Предмет исследования: школьные музеи русской культуры г.Кемерово.
Гипотеза: работа, направленная на возрождение русской народной культуры в школьных музеях г.Кемерово будет эффективной, если:
осуществляется активное включение учащихся в деятельность по практическому изучению русских народных ремесел и промыслов;
происходит комплексное обучение на основе народных традиций, включенное в программу общеобразовательной школы;
используются формы и методы, направленные на приобщение учащихся к русской народной культуре;
обеспечивается взаимодействие школьных музеев с разными образовательными структурами (Домами детского творчества, государственными музеями и т.д.).
Задачи:
Обозначить проблемы и необходимость возрождения русской народной культуры.
Выявить особенности деятельность государственных и школьных музеев.
Проследить тенденции развития школьных музеев русской культуры в г.Кемерово.
Изучить специфику школьных музеев русской культуры и быта.
Выявить проблемы школьных музеев русской культуры и найти пути их решения.
Проанализировать формы работы с музейной аудиторией в школьном музее.
Методы исследования:
Критический анализ и изучение литературы позволили выявить основные этапы развития школьных музеев русской культуры в г.Кемерово.
Системный и сравнительный анализы применялись при теоретическом изучении опыта работы школьных музеев по возрождению русской народной культуры.
Эмпирические и диагностические методы (наблюдение, изучение продуктов деятельности, опрос и эксперимент) использовались в нашей практической деятельности. Посредством этих методов были определены основные формы работы с аудиторией учащихся в школьных музеях, выявлены традиционные и инновационные формы работы, а также широта их распространения.
Для полного раскрытия темы данного исследования были использованы литературные источники, отражающие его проблематику. Так работа Д.В. Кацюбы «Формы и методы внеклассной историко-краеведческой работы в школе» позволила изучить основные формы работы с аудиторией в школьных музеях и проследить тенденцию их развития. Работа Жерневской Л.М. «Музеи народного творчества» помогла в освещении проблемы, касающейся сохранения культуры и искусства русского народа. Эта книга дала наиболее полное описание музеев русской культуры, а также осветила вопросы, связанные с организацией и функционированием данных музеев. Кроме того, проблема сохранения, возрождения и передачи культурного наследия была отражена и в ряде статей Вансловой Е.Г. по музейной педагогике. Предложенный в ее работах метод приобщения учащихся к народной культуре с помощью музейных экспонатов на сегодняшний день широко используется во многих школьных музеях г. Кемерово.
Материалы по педагогике:
Преподавательская деятельность О. Иоанна Кронштадского
Святой праведный Иоанн Кронштадский (Иван Ильич Сергиев), родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, которое расположено при слиянии рек Суры и Пинеги. Его отец Илья Михайлович Сергеев служил псаломщиком в местной церкви. Дед был священником, так же, как и большинство ...
Логомиры
Программная среда Лого (ЛогоМиры) была разработана и реализована под руководством американского психолога С. Пейперта в 1989 г. в Масса-чусетском технологическом институте. Она была создана не просто как формализованный язык программирования, а как среда, в которой дети могли бы научиться естествен ...
Функции и основные направления деятельности детских учреждений культуры
Понятие «социально-культурный институт» в самом широком смысле относится к любому из государственных, образований (центров, комплексов, одно- или многопрофильных организаций, учреждений и т. п.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временно ...