BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово

Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово

Сотни больших и малых сел и деревень сохранили очаги народной культуры. Параллельно с городской, как правило, профессиональной культурой, существовал и существует как способ самовыражения самодеятельный фон. Угроза его разрушения и исчезновения (в самом общем виде это устные традиции, язык, обычаи, обряды, празднества, традиционные ремесла, исполнительское искусство.) – это вызов нового времени, эпохи глобализации, за который приходится отвечать. К сожалению, Россия в этом смысле – отнюдь не исключение из общего правила. Так что сегодня острота проблемы совершенно очевидна.

Актуальность исследования. Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания на народных традициях. Эти задачи обусловлены комплексным характером проблематики картины современного мира, в котором приходится развиваться и формироваться подрастающему поколению. Они включают в себя: обострение социальных процессов, приводящих к разрушению поколенных связей в семье; последствия научно-технического прогресса, проявляющиеся в отторжении от традиционной культуры, в частности, снижении популярности обрядовой культуры, размывании народных традиций и многом другом. Все это оказывает существенное влияние на развитие и формирование подрастающего поколения.

Таким образом, перед системой образования встают задачи связанные с изучением, сохранением и передачей традиций, фольклора, быта русского народа, которые должны способствовать усилению инновационных педагогических процессов, направленных на максимальное развитие интеллектуального и творческого потенциала детей.

Проблеме возрождения русской народной культуры на основе музейной педагогики посвящены исследования многих педагогов, краеведов и музейных работников: Вансловой Е.Г., Иванова П.В., Кацюбы Д.В., Мильке Е.Ю. и др. Все эти работы затрагивают один и тот же дискуссионный вопрос: вопрос организации комплексного изучения и возрождения русской народной культуры.

Однако, несмотря на изученность данной проблемы, нельзя сказать, что интерес к народному творчеству проявлялся постоянно. Но сейчас мы находимся на вершине одного из периодов взлета, повышенного внимания к нему.

Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем связанных с воспитанием учащихся на народных традициях в системе обучения общеобразовательных школ. Это недостатки существующих программ дисциплин основанных на знании традиционной культуры русского народа: разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработанность методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса.

Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема исследования: «Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово».

Цель исследования: исследование деятельности школьных музеев г. Кемерово по изучению и сохранению культуры, искусства, быта русского народа, воспитание интереса молодежи к нашему национальному достоянию, уважения к прошлому и настоящему.

Объект исследования: возрождение русской народной культуры.

Предмет исследования: школьные музеи русской культуры г.Кемерово.

Гипотеза: работа, направленная на возрождение русской народной культуры в школьных музеях г.Кемерово будет эффективной, если:

осуществляется активное включение учащихся в деятельность по практическому изучению русских народных ремесел и промыслов;

происходит комплексное обучение на основе народных традиций, включенное в программу общеобразовательной школы;

используются формы и методы, направленные на приобщение учащихся к русской народной культуре;

обеспечивается взаимодействие школьных музеев с разными образовательными структурами (Домами детского творчества, государственными музеями и т.д.).

Задачи:

Обозначить проблемы и необходимость возрождения русской народной культуры.

Выявить особенности деятельность государственных и школьных музеев.

Проследить тенденции развития школьных музеев русской культуры в г.Кемерово.

Изучить специфику школьных музеев русской культуры и быта.

Выявить проблемы школьных музеев русской культуры и найти пути их решения.

Проанализировать формы работы с музейной аудиторией в школьном музее.

Методы исследования:

Критический анализ и изучение литературы позволили выявить основные этапы развития школьных музеев русской культуры в г.Кемерово.

Системный и сравнительный анализы применялись при теоретическом изучении опыта работы школьных музеев по возрождению русской народной культуры.

Эмпирические и диагностические методы (наблюдение, изучение продуктов деятельности, опрос и эксперимент) использовались в нашей практической деятельности. Посредством этих методов были определены основные формы работы с аудиторией учащихся в школьных музеях, выявлены традиционные и инновационные формы работы, а также широта их распространения.

Для полного раскрытия темы данного исследования были использованы литературные источники, отражающие его проблематику. Так работа Д.В. Кацюбы «Формы и методы внеклассной историко-краеведческой работы в школе» позволила изучить основные формы работы с аудиторией в школьных музеях и проследить тенденцию их развития. Работа Жерневской Л.М. «Музеи народного творчества» помогла в освещении проблемы, касающейся сохранения культуры и искусства русского народа. Эта книга дала наиболее полное описание музеев русской культуры, а также осветила вопросы, связанные с организацией и функционированием данных музеев. Кроме того, проблема сохранения, возрождения и передачи культурного наследия была отражена и в ряде статей Вансловой Е.Г. по музейной педагогике. Предложенный в ее работах метод приобщения учащихся к народной культуре с помощью музейных экспонатов на сегодняшний день широко используется во многих школьных музеях г. Кемерово.

Материалы по педагогике:

Понятие алгоритмического исполнителя
Под алгоритмом понимают точное и понятное предписание (указание) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. Указание на выполнение каждого отдельного действия будем называть командой. К понятию алгоритма примыкает ...

Методические рекомендации для учителей. Примерные варианты контрольных работ по трудовому обучению в первом классе
Контрольная работа для уроков труда должна быть тщательно спланирована и подготовлена. Чтобы подготовить и провести контрольную работу необходимо: Определить тему контрольной работы. Определить цель, задачи контрольной работы, знания, умения и навыки, которые будут проверяться. Продумать оборудован ...

Организация и этапы опытно-экспериментальной работы
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № г. Кувандыка Оренбургской области, в количестве 37-ми человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составил 16-17 лет. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной г ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru