Все больше в жизнь музея входят музейные праздники, являющиеся одной из перспективных форм работы с посетителями. Музейный праздник в школе рассматривается сегодня как гибкая и эффективная педагогическая система приобщения детей к сокровищам народной культуры.
Школьный музей становится таким центром культуры, который не только учит, образовывает, но и развлекает, все более активно «вторгается» в досуг школьника.
Музейный праздник – комплексная форма, в структуру которой включаются элементы театрального представления, экскурсии, тематические вечера и др., объединенные единой темой. В празднике широко используются музейные коллекции, экспозиции, а так же памятные места, площади и улицы города.
Праздничность создаётся общей атмосферой веселья, активности участников, ярким и красочным оформление. Здесь обыгрывается содержательная сторона экспозиции, задаются творческие ситуации, для решения которых участникам и зрителям необходимо использовать информацию, полученную в музее.
Тематика праздников очень разнообразна: это могут быть военно – патриотические, фольклорные, литературно – художественные, этнографические и др. музейные торжества, содержание и направленность которых соответствует профилю музея.
Получает развитие тенденция цикловых форм музейных праздников для разновозрастной аудитории, включающих однотипные структурные элементы, но каждый раз новые по теме, методам раскрытия содержания, что вызывает неослабевающий интерес учащихся.
В структуру праздника входят: осмотры экспозиций и выставок музея, самодеятельные выступления школьников, коллективов учащихся, что превращает его в яркое зрелище, вовлекающее посетителей в процесс творчества.
В школьных музеях русской культуры чаще всего проводятся фольклорно-этнографические праздники, благодаря которым посетители знакомятся с культурой и бытом русского народа, его обычаями и традициями. Фольклорный праздник сочетает игры, танцы, песни, частушки, загадки, скоморошины и т.д., которые вызывают у ребят коллективные переживания, высокий эмоциональный настрой, создают определенные нравственные установки.
Несмотря на кажущуюся легкость праздника, проведению его предшествует тщательная организация и научная разработка. Изучаются письменные источники, отбираются и исследуются памятники материальной и духовной культуры, просматриваются кинофотоматериалы, детально обдумываются отдельные фрагменты торжества.
Практически во всех школьных музеях русской культуры г.Кемерово фольклорные праздники проводятся с привлечением не только учащихся их школы, но и родителей, представителей прессы, TV. В настоящее время отмечено усиленное внимание людей к своим истокам, что связано с процессом урбанизации, поглощающей своеобразие культурного уровня народа, развитием его исторического сознания.
Каждый человек кровно связан со своей малой Родиной происхождением и повседневными делами. И именно поэтому необходимо возрождать народные традиции, обычаи, национальную культуру.
Таким образом, рассмотрев формы и методы работы с аудиторией в школьных музеях г. Кемерово можно сделать вывод, что интенсивность использования этих форм проявляется в каждом школьном музее по разному: в одних активно используются театрализованная экскурсия и музейный праздник, в других мастерские и экспедиционная работа. Хотя, следует отметить, что существуют формы работы которые широко используются во всех школьных музеях г. Кемерово – это экскурсия и тематические уроки. Причиной их всеобщей распространенности является то, что данные формы работы – традиционные, они возникли тогда же, когда и сами школьные музеи (в XIX в.). Именно поэтому руководители школьных музеев хорошо с ними знакомы и активно применяют их на практике.
В результате изучения школьных музеев русской культуры в г. Кемерово можно сделать вывод, что возникновение и становление данных музеев происходит примерно в один и тот же период: 1998-2000 годы. Именно в это время школы начинают активную работу по сбору материалов для будущего музея. Хотя, следует обратить внимание, что первый музей русской культуры в г. Кемерово был открыт в 1994г.
Материалы по педагогике:
Всё для фронта, всё для победы
Личный указ Сталина был – восстановить завод за 12 месяцев. При ударном труде работников и рабочих строительство закончили на 5 месяцев раньше. Сами работники с гордостью говорили так: "На 5 месяцев раньше дали продукцию фронту". На всех основных работах были заняты специалисты, эвакуиров ...
Обучение интонации в средней школе
Компоненты интонации французского языка, доступные для усвоения в средней школе, немногочисленны. Учащийся получают сведения об ударении и мелодии в рамках программы. Уже в 4-м классе учащиеся знакомятся с ударением. В 4-5-х классах ударение может быть усвоено имитационно, но на среднем этапе уже о ...
Методика и формы работы над сказкой
Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним. Одним из первых ученых, кто понял ценность сказок, был историк В.Н. Татищев, увидевший в них отражение истории и быта русского народа. Интерес к сказкам проявили многие писатели восемнадцатого века, но только в н ...