BriefEducation
Образование: теория и практика » Принцип динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа » Теоретическое обоснование понятия динамического баланса в педагогике

Теоретическое обоснование понятия динамического баланса в педагогике

Страница 1

Целесообразность стремления системы к равновесию, при противоречивых статических и динамических составляющих, можно описать, используя понятие динамического баланса (тем самым приближаясь к позициям динамико-статистического, или системно–комплексного подхода).

Для разъяснения вводимого понятия и соответствующего термина обратимся к первоначальному смыслу слов. Баланс в словарях определен как система показателей, характеризующая какое–либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон, равновесие, уравновешивание, а также количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны уравновешивать друг друга. Динамический означает: связанный с движением, с действием, а также: что-то изменяющееся и описываемое какими-либо уравнениями или закономерностями . Сходное с понятием баланс понятие равновесие имеет другой смысловой оттенок. Равновесие системы, соответствующее состояние механической системы предполагает, что эта система под действием сил находится в покое, и все ее точки покоятся по отношению к рассматриваемой системе отсчета. Равновесие может быть устойчивым, безразличным и неустойчивым.

Как видно, термин равновесие скорее статический, он означает состояние покоя, достигнутое в результате процессов уравновешивания. Термин баланс сам по себе динамичен, он подразумевает изменяющееся подвижное соотношение характеристик какого-либо процесса.

Динамический баланс означает непрерывное перемещение точки равновесия, стремление системы достичь гармонического состояния, и в то же время готовность изменить это состояние, изменить точку равновесия, если изменятся управляющие ситуацией условия.

На основе вышесказанного уточним и конкретизируем используемое нами понятие динамического баланса.

Динамический баланс – это состояние системы, характеризующееся:

гармоничным сочетанием логически противоположных характеристик, описывающих функционирование отдельных составляющих этой системы;

готовностью системы изменить точку временного равновесия под действием изменившихся управляющих условий;

постоянным стремлением системы находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет введения в действие как уже известных, так и новообразованных ресурсов и возможностей.

Равновесное состояние – состояние стабильности системы – не следует путать с инертностью. Инертность не требует сознательных действий. Стабильность системы – это осознанные усилия прохождения через все возможные виды движения и через их понимание обретения состояния динамического равновесия. Это состояние устойчивого движения, развития системы, обусловленное всеми видами взаимодействий с окружающей средой.

Как мы видим, при рассмотрении динамического баланса системы неизбежно возникает упоминание понятия оптимальности (оптимизации) как логически родственного. Хорошо известны работы Ю.К. Бабанского и его последователей по оптимизации педагогического процесса. Как необходимость данной дидактической категории, так и возможные способы оптимизации разработаны и используются в педагогической теории и практике. Понятие динамического баланса лежит на пути достижения оптимизации педагогического процесса и является необходимым звеном в этой сложной цепи.

Оптимальность является результатом целенаправленного управления системой, выражением предсказуемости, заданности и ситуативной оправданности данного состояния. Однако оптимальность и гармоничность не подразумевают обязательно равновесия и устойчивости, зато подразумевают необходимость управления. Категории оптимальности и управления с неизбежностью связывают системы абстрактные с педагогическими системами. Отсюда следует и взаимосвязь смысловых следствий.

Современная теория систем обсуждает не столько устойчивость, сколько связь устойчивости и неустойчивости в системе, т. к. исследователей интересуют не системы вообще, а изменяющиеся системы, в которых неустойчивость есть предпосылка изменения способа их поведения. Тогда появляются новые характеристики системы, среди которых нелинейность, потенциальность, критическое поведение. Следовательно, должны измениться и такие, казалось бы, классические базовые понятия системного анализа, как равновесность и устойчивость. Устойчивость и неустойчивость признаны характеристиками стационарных систем, при этом неустойчивость означает дрейф системы в сторону другого, возможного на данном этапе развития, стационарного состояния. Неустойчивость благодаря своей связи с устойчивостью может реально влиять на поведение системы. Эта структура изменяющейся системы с ее положениями устойчивого и неустойчивого равновесия известна физикам в виде своего абстрактного отображения – фазового портрета, где фазовые траектории показывают нам возможные пути эволюции системы. Однако в изменяющихся сложных системах фазовый портрет не остается неизменным, а устойчивость отдельных состояний характеризуется только некоторой вероятностью. Здесь мы вступаем в область нелинейности, когда одному и тому же исходному состоянию соответствует целый спектр возможных конечных состояний. Конечное состояние таких систем не прогнозируется только на основе предшествующего опыта. А сами стационарные состояния, не осуществленные в данный момент, называются потенциальными – они могли бы актуализироваться при других условиях.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Методы оценки физиологических функций
Для оценки физиологических функций применялись измерения артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений(ЧСС) до и после занятий плаванием. Для этого применялся электронный тонометр на запястье. Ребенок садился на стул, опираясь на спинку стула, ноги не скрещены, на запястье одевался тон ...

Особенности учебных пособий по математике для подготовительных классов
Учебное пособие «Математика» для подготовительных классов авторов Н. И. Касабуцкого, А. Т. Катасоновой, А. А. Столяра, Т. М. Чеботаревской состоит из четырех частей. Для первого полугодия предназначены часть первая («Сравнение предметов и множеств предметов, пространственные и временные представлен ...

Устранение заикания у детей с помощью коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике
Учитывая результаты, полученные в процессе экспериментального исследования, мы организовали коррекционную работу, направленную на преодоление выявленных трудностей. Свою работу мы проводили совместно с логопедом, музыкальным руководителем и воспитателем. Одной из задач музыкального руководителя явл ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru