BriefEducation
Образование: теория и практика » Принцип динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа » Теоретическое обоснование понятия динамического баланса в педагогике

Теоретическое обоснование понятия динамического баланса в педагогике

Страница 1

Целесообразность стремления системы к равновесию, при противоречивых статических и динамических составляющих, можно описать, используя понятие динамического баланса (тем самым приближаясь к позициям динамико-статистического, или системно–комплексного подхода).

Для разъяснения вводимого понятия и соответствующего термина обратимся к первоначальному смыслу слов. Баланс в словарях определен как система показателей, характеризующая какое–либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон, равновесие, уравновешивание, а также количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны уравновешивать друг друга. Динамический означает: связанный с движением, с действием, а также: что-то изменяющееся и описываемое какими-либо уравнениями или закономерностями . Сходное с понятием баланс понятие равновесие имеет другой смысловой оттенок. Равновесие системы, соответствующее состояние механической системы предполагает, что эта система под действием сил находится в покое, и все ее точки покоятся по отношению к рассматриваемой системе отсчета. Равновесие может быть устойчивым, безразличным и неустойчивым.

Как видно, термин равновесие скорее статический, он означает состояние покоя, достигнутое в результате процессов уравновешивания. Термин баланс сам по себе динамичен, он подразумевает изменяющееся подвижное соотношение характеристик какого-либо процесса.

Динамический баланс означает непрерывное перемещение точки равновесия, стремление системы достичь гармонического состояния, и в то же время готовность изменить это состояние, изменить точку равновесия, если изменятся управляющие ситуацией условия.

На основе вышесказанного уточним и конкретизируем используемое нами понятие динамического баланса.

Динамический баланс – это состояние системы, характеризующееся:

гармоничным сочетанием логически противоположных характеристик, описывающих функционирование отдельных составляющих этой системы;

готовностью системы изменить точку временного равновесия под действием изменившихся управляющих условий;

постоянным стремлением системы находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет введения в действие как уже известных, так и новообразованных ресурсов и возможностей.

Равновесное состояние – состояние стабильности системы – не следует путать с инертностью. Инертность не требует сознательных действий. Стабильность системы – это осознанные усилия прохождения через все возможные виды движения и через их понимание обретения состояния динамического равновесия. Это состояние устойчивого движения, развития системы, обусловленное всеми видами взаимодействий с окружающей средой.

Как мы видим, при рассмотрении динамического баланса системы неизбежно возникает упоминание понятия оптимальности (оптимизации) как логически родственного. Хорошо известны работы Ю.К. Бабанского и его последователей по оптимизации педагогического процесса. Как необходимость данной дидактической категории, так и возможные способы оптимизации разработаны и используются в педагогической теории и практике. Понятие динамического баланса лежит на пути достижения оптимизации педагогического процесса и является необходимым звеном в этой сложной цепи.

Оптимальность является результатом целенаправленного управления системой, выражением предсказуемости, заданности и ситуативной оправданности данного состояния. Однако оптимальность и гармоничность не подразумевают обязательно равновесия и устойчивости, зато подразумевают необходимость управления. Категории оптимальности и управления с неизбежностью связывают системы абстрактные с педагогическими системами. Отсюда следует и взаимосвязь смысловых следствий.

Современная теория систем обсуждает не столько устойчивость, сколько связь устойчивости и неустойчивости в системе, т. к. исследователей интересуют не системы вообще, а изменяющиеся системы, в которых неустойчивость есть предпосылка изменения способа их поведения. Тогда появляются новые характеристики системы, среди которых нелинейность, потенциальность, критическое поведение. Следовательно, должны измениться и такие, казалось бы, классические базовые понятия системного анализа, как равновесность и устойчивость. Устойчивость и неустойчивость признаны характеристиками стационарных систем, при этом неустойчивость означает дрейф системы в сторону другого, возможного на данном этапе развития, стационарного состояния. Неустойчивость благодаря своей связи с устойчивостью может реально влиять на поведение системы. Эта структура изменяющейся системы с ее положениями устойчивого и неустойчивого равновесия известна физикам в виде своего абстрактного отображения – фазового портрета, где фазовые траектории показывают нам возможные пути эволюции системы. Однако в изменяющихся сложных системах фазовый портрет не остается неизменным, а устойчивость отдельных состояний характеризуется только некоторой вероятностью. Здесь мы вступаем в область нелинейности, когда одному и тому же исходному состоянию соответствует целый спектр возможных конечных состояний. Конечное состояние таких систем не прогнозируется только на основе предшествующего опыта. А сами стационарные состояния, не осуществленные в данный момент, называются потенциальными – они могли бы актуализироваться при других условиях.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Формирование и развитие навыков самостоятельной творческой деятельности с использованием учебной игры на уроках английского языка
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие пот ...

Выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей среднего дошкольного возраста
Эмпирическое исследование проводилось на базе - МОУ ДОУ "Детский сад №378", ЦАО г. Омска. Этапы исследования: 1. констатирующий эксперимент Цель констатирующего этапа исследования: выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: ...

Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе
Юмор (англ.) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии. Примерная классификация юмористических воспитательных приемов: - Намек - указание педагога на факт, сходный по смыслу с тем или иным поступко ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru