BriefEducation
Образование: теория и практика » Принцип динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа

Принцип динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа

Динамический баланс известен в науке как принцип функционирования сложных систем. Систему можно определить как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. «Понятие системы органически связано с понятиями целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры и т.д.». Следовательно, объект, называемый системой, должен иметь признаки целостности, структурности, взаимозависимости системы и среды, иерархичности, множественности описания.

Выделив системные объекты в окружающей нас реальности, мы можем задаваться вопросами их существования, устойчивости, самоорганизации. Важно выявить связи и взаимоотношения множества элементов, описание поведения которых принципиально нелинейно, что отражается в свойстве голографичности, или фрактальности. Речь идет о взаимоподобии иерархически подчиненных структурных элементов системы, об отражении общих свойств системы в любом ее отдельном элементе. В этом следует предполагать основной системообразующий фактор, являющийся условием ее формирования и стабильности, придающий системе устойчивость при постоянно изменяющихся внешних условиях. Представленный набор свойств системы приводит к возможности рассматривать самоорганизацию как системное свойство, как неизбежное следствие динамического взаимодействия иерархически подчиненных и фрактально соотносящихся частей системы. Очевидно, самоорганизация возможна при балансе внешних и внутренних сил, и возможно признать стремление к самоорганизации как одной, так и другой стороны. Наличие одновременных взаимосвязанных действий элементов системы – транзакции – также свидетельствует о сложной внутренней динамике системного объекта. Сам же системный объект может быть как механическим, так и психологическим или социальным.

Таким образом, сложные (системные) объекты реальности должны рассматриваться в динамике, что проявляется двояко: как функционирование, деятельность и как развитие, становление, эволюционирование. Следовательно, исследование системы должно включать, кроме прочего, определение ее места в системе более высокого иерархического уровня, определение оптимальной структуры, обеспечивающей функционирование системы, и установление связи между отдельными компонентами, а также должна исследоваться плоскость динамики, т.е. взаимодействие системы с окружающим миром, ее изменение во времени, эволюционирование и т.д.

Материалы по педагогике:

Методические разработки по теме «Биогеценоз»
Урок №1. Экосистема. Биогеоценоз. Компоненты экосистемы Цель урока: формирование понятий «экосистема», «биогеоценоз», изучение отличительных признаков природного сообщества и экосистемы, компонентов экосистемы: продуцентов, консументов, редуцентов. Оборудование 1. Плакаты: «Познание экосистемного с ...

Воспитательное значение игрушек в жизни ребёнка
Актуальность изучения игры и её роли в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста определяется особенностями игровой деятельности современных детей, значимыми для разработки адекватной стратегии психологического сопровождения развития ребёнка – дошкольника средствами игры, как ведущей для да ...

Воспитание в утробе матери
Психологи и психиатры единогласно утверждают о том, что: любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое она делит с ним, оказывают огромное влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, с ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru