BriefEducation
Образование: теория и практика » Принцип динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа

Принцип динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа

Динамический баланс известен в науке как принцип функционирования сложных систем. Систему можно определить как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. «Понятие системы органически связано с понятиями целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры и т.д.». Следовательно, объект, называемый системой, должен иметь признаки целостности, структурности, взаимозависимости системы и среды, иерархичности, множественности описания.

Выделив системные объекты в окружающей нас реальности, мы можем задаваться вопросами их существования, устойчивости, самоорганизации. Важно выявить связи и взаимоотношения множества элементов, описание поведения которых принципиально нелинейно, что отражается в свойстве голографичности, или фрактальности. Речь идет о взаимоподобии иерархически подчиненных структурных элементов системы, об отражении общих свойств системы в любом ее отдельном элементе. В этом следует предполагать основной системообразующий фактор, являющийся условием ее формирования и стабильности, придающий системе устойчивость при постоянно изменяющихся внешних условиях. Представленный набор свойств системы приводит к возможности рассматривать самоорганизацию как системное свойство, как неизбежное следствие динамического взаимодействия иерархически подчиненных и фрактально соотносящихся частей системы. Очевидно, самоорганизация возможна при балансе внешних и внутренних сил, и возможно признать стремление к самоорганизации как одной, так и другой стороны. Наличие одновременных взаимосвязанных действий элементов системы – транзакции – также свидетельствует о сложной внутренней динамике системного объекта. Сам же системный объект может быть как механическим, так и психологическим или социальным.

Таким образом, сложные (системные) объекты реальности должны рассматриваться в динамике, что проявляется двояко: как функционирование, деятельность и как развитие, становление, эволюционирование. Следовательно, исследование системы должно включать, кроме прочего, определение ее места в системе более высокого иерархического уровня, определение оптимальной структуры, обеспечивающей функционирование системы, и установление связи между отдельными компонентами, а также должна исследоваться плоскость динамики, т.е. взаимодействие системы с окружающим миром, ее изменение во времени, эволюционирование и т.д.

Материалы по педагогике:

Программные средства, используемые для разработки мультимедиа курсов
На примере программных средств, используемые для мультимедиа курсов рассмотрим программу AutoPlay Media Studio. Интерфейс. Окно программы AutoPlay Media Studio 8.0.6.0 (рисунок ниже) можно условно разделить на шесть областей. Панель меню. Панель инструментов. Проводник проекта. Панель свойств объек ...

Влияние занятий плаванием на здоровье детей
Плавание - способ передвижения в воде, это циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: физическим упражнениям и вод ...

Высшее образование
История высшего образования во Франции уходит корнями в средневековье. Первый французский университет был основан в Париже в начале XIII века, в XIII-XIV вв. университеты появляются в Тулузе, Монпелье, Реймсе, Авиньоне, Орлеане и других городах. С XVI в. начинают создаваться первые высшие учебные з ...

Разделы

© 2022 Copyright www.briefeducation.ru