Сложная система – это многоуровневое образование, состоящее из многих взаимодействующих и взаимодополняющих частей, составляющих единое целое. Вполне правомерно назвать сложной системой педагогический, в том числе образовательный процесс. Его составными частями являются психологические и дидактические принципы, цели, содержание, методы и формы обучения, и т.п. Все названные элементы педагогической системы тесно взаимосвязаны, и только во взаимодействии могут привести к достижению конечного результата – получению культурного, образованного молодого поколения.
В многочисленных научно–педагогических работах рассматривается необходимость согласованного, гармоничного сочетания некоторых сторон образовательного процесса. Эти компоненты являются своего рода противоположностями, взаимодополняющими друг друга. Широко известны в педагогической науке такие дидактические принципы: научности и доступности, связи теории с практикой, коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей. Мы считаем, что эти принципы, как и более общие, должны быть дополнены принципом динамического баланса как системообразующим элементом. В настоящее время нет научных разработок, исследующих как само это понятие, так и его отражение в педагогике, дидактике, частных методиках, а также его влияние на все стороны учебного процесса.
Принцип динамического баланса мы считаем наиболее общим принципом функционирования сторон единого дискретного процесса производства и приобретения знаний, отражением динамической составляющей педагогики как сложной системы. Дискретностью информационного обмена мы называем свойства этого процесса, принципиально нелинейные и имеющие признаки квантовых. При этом поглощенная и произведенная информация имеют противоположный знак, и потому, несмотря на все возрастающие объемы информации, ее общее количество остается постоянной величиной (в системе, границы которой должны еще быть обсуждены). В принципе, такое понимание можно считать законом сохранения информации. А основой культуры информационного обмена, регулятором допустимой нормы ее производства и потребления можно считать принцип динамического баланса. Анализ данного принципа, его воплощение в учебном процессе и методика обучения студентов его использованию и является предметом нашего исследования.
Необходимость введения принципа динамического баланса в теорию и практику обучения диктуется следующими обстоятельствами. Как всякая система, педагогическая система и учебный процесс состоят из многих, тесно взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов. Многие элементы являются противоположными и, соответственно, при интуитивном, безграмотном отношении к учебному процессу вступают в противоречие. Таких, на первый взгляд взаимоисключающих, а на самом деле взаимодополняющих элементов такое количество, что возникает необходимость их классифицировать, располагая по значимости и выявляя их системные функции. Требование теоретически обоснованной и ситуативной согласованности, внутренней гармоничности каждой из пар–противоположностей, динамического баланса этих весьма подвижных частей педагогического процесса, на наш взгляд, можно считать конкретным принципом обучения.
Итак, принцип динамического баланса в педагогике мы формулируем так:
Между всеми структурными составляющими педагогической системы, в том числе между альтернативными сторонами всех педагогических действий субъектов педагогического процесса, должен существовать динамический баланс, включающий в себя:
гармоничное сочетание логически противоположных характеристик, описывающих функционирование отдельных составляющих педагогической системы;
потенциальную возможность педагогической системы или педагогической ситуации изменить точку временного равновесия под действием изменившихся управляющих условий;
постоянное стремление педагогической системы находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет введения в действие как уже известных, так и новообразованных педагогических ресурсов и возможностей.
В педагогической ситуации любого уровня сложности принцип динамического баланса дает возможность выделить пары логически связанных элементов педагогического процесса и исследовать их взаимосвязь с целью нахождения такого их сочетания, которое обеспечит эффективное функционирование всей педагогической и образовательной системы. Сложность названного процесса, необходимость включения его в программу обучения продиктована объективными психологическими особенностями восприятия.
Материалы по педагогике:
Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном
процессе
Юмор (англ.) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии. Примерная классификация юмористических воспитательных приемов: - Намек - указание педагога на факт, сходный по смыслу с тем или иным поступко ...
Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...
Порядок определения рейтинговой оценки качества работы преподавателей
Оценка рейтинга качества работы профессорско-преподавательского состава кафедры осуществляется ежеквартально в строго определенной последовательности. Мною описан процесс оценки качества деятельности преподавателей, который представлен на рисунке 2.10. Рейтинг у студенчества преподавателя производи ...