BriefEducation
Образование: теория и практика » Принцип динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа » Реализация принципа динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа

Реализация принципа динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа

Страница 3

Интересны результаты анкетирования, проведенные в учебной студенческой группе Барнаульского государственного педагогического университета (БГПУ) до начала соответствующей методической подготовки. Цель анкетирования – выявить, осознаются ли студентами противоречия элементов дидактического процесса как объективные и требующие разрешения. Около 10% от числа студентов считают, что существуют и значимы следующие противоречия: усвоение и контроль знаний; теория и практика изучаемого вопроса; обучение и воспитание; способности учащихся и требования к ним предъявляемые; коллективная и индивидуальная деятельность. Менее 5% составили следующие ответы: учебный материал, излагаемый учителем и имеющийся в учебнике; необходимость учить и нежелание учиться и др. Пути и способы решения проблем заключаются, по мнению респондентов, во всяческом стимулировании и мотивации учебной деятельности, привлечении познавательных интересов, а также в повышении мастерства учителя (около 10%). Далее мы выясняли, что студентам известно о принципе динамического баланса. Получен следующий результат: интуитивно понимают, что такое принцип динамического баланса, около 5% студентов.

Параллельно в студенческой группе Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) проводилось анкетирование, целью которого было определить значимость дидактических противоречий в представлении студентов путем произвольного выбора ими из предъявленных пар понятий, а также определить умение анализировать эти противоречия по параметрам сходства, различия, взаимодополняемости и альтернативности. Здесь же студентам предлагалось высказаться о возможности или необходимости сбалансированного применения или проявления выделенных категорий и их проявления в педагогической практике. Представленные студентам пары категорий были общефилософского направления (индуктивный – дедуктивный способы познания…), психологического (креативность–интеллект…) и дидактического (репродуктивный способ обучения – творческий…). Большинство студентов выбрали для анализа пары конкретно–дидактических понятий, что говорит о трудностях в осознании наличия противоречий философского и психологического плана. Оценивая глубину анализа выбранных пар категорий, отметим, что наиболее подробно, с применением научных терминов и логически правильно студенты обсуждают сходство и различие, менее глубоко – взаимодополняемость, и совсем единичные работы дали анализ альтернативности. Примеры из педагогической практики были приведены менее, чем в половине работ. Менее 10% анкетируемых явно высказались о необходимости сбалансированности обсуждаемых категорий как элементов учебного процесса, что совпадает с результатами исследования студенческой группы БГПУ.

Мы приводим данные ограниченного числа опрошенных, но, тем не менее, полученные данные позволяют предположить, что студенты не в достаточной мере информированы о противоречиях учебного процесса и о необходимости их разрешения, тем более о путях решения этой проблемы. Здесь же следует учесть и те психологические проблемы, которые были названы выше. В связи с этим считаем, что проводимое нами исследование актуально, а разрабатываемые средства и методы обучения, программы, курсы и рекомендации должны быть внедрены в учебный процесс.

Становление будущего учителя физики – процесс достаточно сложный и длительный. Соответственно, широк и многопланов спектр исследований, проводимых в области профессиональной подготовки учителя. Повышение эффективности подготовки будущего специалиста, на наш взгляд, заключается в поиске путей оптимального, гармоничного сочетания различных сторон этого процесса. Это относится как к учебному процессу в вузе, так и к учебному процессу, который осваивают и будут осуществлять на практике будущие учителя.

В процессе подготовки будущего учителя физики теория динамического баланса осваивается и применяется студентами на семинарских занятиях, при выполнении дипломного проекта и в других формах методической подготовки. Студенты учатся выявлять существующие проблемы обучения, причины их возникновения и конструировать соответствующие средства и методы обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Воспитание в утробе матери
Психологи и психиатры единогласно утверждают о том, что: любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое она делит с ним, оказывают огромное влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, с ...

Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности
В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не я ...

Условия и факторы развития педагогического артистизма у будущего учителя английского языка
Для развития педагогического артистизма у учителя, ведущего любой школьный предмет, в том числе и английский язык нужны соответствующие условия, которые можно разделить на внешние и внутренние (см. рис.1). Рис.1. Условия развития педагогического артистизма у учителя английского языка. К наиболее су ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru