BriefEducation
Образование: теория и практика » Принцип динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа » Реализация принципа динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа

Реализация принципа динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа

Страница 2

Пара логически противоположных понятий воспринимается человеком не как цельность, а как две конкурирующих сущности, одна из которых всегда выглядит ярче другой. Обычное мышление устроено таким образом, что может детально прослеживать только один из противоположных аспектов, вторая сторона воспринимается опосредованно, и лишь при достаточном развитии абстрактного мышления возможно «видеть» одновременно две противоположных стороны, т.е. воспринимать процесс наиболее адекватно. При таком подходе управляющий процессом субъект является представителем третьей стороны, устанавливающей меру баланса между противоположностями. Мера баланса определяется красотой протекающего процесса, а достижение меры является, по мнению П.В. Симонова, фундаментальной потребностью человека. При этом, говоря о балансе логического и чувственного в восприятии, стоит подчеркнуть огромную роль эмоций, первой сигнальной системы как фундаментального механизма адаптации и регуляции системы, которая в сочетании со второй сигнальной системой дает наиболее эффективное развитие любой системы. В процессе обучения студентов необходимо научить их преодолевать интуитивное восприятие противоположных понятий, научить видеть цельность выделенной пары и рационально анализировать возможные состояния равновесия.

Видим, что в этих рассуждениях принцип динамического баланса одновременно является как объектом исследования, так и методологической основой исследовательского процесса. В этом проявляется особенность, сложность и красота педагогических систем.

Логическую связь элементов мы исследуем с помощью оценки параметров взаимосвязи: сходство, различие, взаимодополняемость, альтернативность. Мера согласованного проявления этих параметров должна определять ту условную область, то рабочее пространство, в котором конструируется конкретная методика. Конкретность здесь означает выбор научной и соответствующей учебной дисциплины, положение на векторе времени, учет других многочисленных показателей образовательного процесса.

Приведем примеры таких компонентов и сторон образовательного процесса, которые образуют логические пары, нуждающиеся в аналитическом рассмотрении с точки зрения динамического баланса (они выстроены от наиболее общих, системных философских понятий через психологические к конкретным дидактическим):

материальное и идеальное;

макромир и микромир;

статические и динамические элементы системы;

соотношение количества и качества;

сочетание различных информационных каналов;

случайность и необходимость;

разум и сознание;

добро и зло;

адаптация и творчество;

креативность и интеллект;

дивергентное и конвергентное мышление;

усвоение (интериоризация) и производство (эвристика) знаний;

логический, рациональный и чувственный, эмоциональный способ познания;

внешние и внутренние мотивы деятельности;

сравнение(аналогия) и различение(дифференциация) объектов и явлений;

анализирование и синтезирование;

индуктивный и дедуктивный способы познания;

объективность мысли и субъективность ее восприятия;

психические процессы напряжения и релаксации;

репродуктивные и творческие методы обучения;

познавательные интересы учащихся и требования образовательных программ;

результаты обучения и способы их достижения;

форма и содержание знаний;

научный и учебный компоненты учебного процесса;

имеющиеся знания и знания, подлежащие усвоению;

способности ученика и требования учителя;

индивидуальные и групповые формы деятельности;

самостоятельная работа и работа под руководством учителя;

Системный подход к рассмотрению существующих проблем в преподавании позволяет лучше понять источник их возникновения, следовательно, своевременно разрабатывать адекватные средства и методы обучения. При этом умение применять принцип динамического баланса поднимает педагогические умения будущих учителей на необходимую аналитическую высоту, делает их педагогический труд истинно творческим.

Баланс между отдельными структурными составляющими педагогического процесса, согласование и гармонизация его противоположных сторон – процессы, на первый взгляд кажущиеся очевидными и не требующими специального анализа. Однако наши предварительные исследования студенческой аудитории говорят об обратном.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Единая образовательная информационная среда университета
Внедрение быстро развивающихся информационных технологий создало предпосылки для качественно нового этапа развития вузов на основе формирования единой образовательной информационной среды. Ее создание и развитие представляет технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе ...

Содержание педагогической профессии
Анализ литературных источников показал, что существует несколько принципиальных подходов к определению понятия "социальный институт": функциональный (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и другие), структурно-функциональный (Т. Парсонс), системно-структурный (П. Блау, С. Липсет, Дж. Ландберг), психоло ...

Классификация ошибок по их психологической природе
В процессе мыслительной деятельности ученик познает новые объекты и связи между ними с помощью особых умственных операций. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие дру ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru