BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Определение слова, его значение и признаки слова

Определение слова, его значение и признаки слова

Страница 1

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления.

Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово - это такая единица языка, которая представляет собой и фонетическое, и морфологическое, и лексико-семантическое целое, а значит, может быть охарактеризовано с разных сторон, соответственно с учетом различных по своей природе признаков.

Каждая единица языка определяется, прежде всего, ее основной функцией. Слово выполняет нормативную функцию. Из этого можно сделать вывод, что слово является номинативной единицей, то есть единицей наименования.

Кроме того, слово является и когнитивной (познавательной) единицей языка, которая служит для именования и сообщения знаний о предметах, признаках, процессах и отношениях явлений реальной действительности .

Определяющими признаками слова, отличающими его от других единиц языка и характеризующими слово как единицу системы языка, являются:

номинативность - название явления реальной действительности и представлении его в виде лексического значения;

информативность - объем знаний о явлениях окружающей действительности;

индивидуальность лексического значения - отражение в значении слова одного определенного класса явлений реальности;

материальность - существование слова в звуковой и графической форме;

воспроизводимость - повторяемость слова в готовом несоздаваемом каждый раз виде;

структурная цельноформленность - это цельность лексического, фонетического, графического и грамматического единства слова.

По мнению Д.Н. Шмелева, лексическое значение слова - это отражение в слове реальной действительности: предмета, процесса, признака предмета или процесса и отношения.

Слово является двусторонней единицей, то есть имеет звучание и значение. Между звучанием и значением слова для говорящих существует тесная, неразрывная связь. Произнося какое-либо слово, мы вызываем в сознании образ какого-то определенного предмета (действия, явления),

Значение слова - это отражение в слове того или иного явления действительности (предмета, качества, отношения, действия, процесса). Различают грамматическое и лексическое значение слова.

В течение длительного времени психологи наблюдали, что первые слова, появляющиеся в речи ребенка, вовсе не обозначают четкие предметы и не имеют четкой предметной отнесенности.

Процесс овладения четкой предметной отнесенностью слова и его конкретным значением, занимающий центральное место у ребенка младшего дошкольного возраста, в течение длительного времени отличается тем, что слова продолжают носить конкретный характер.

Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, т.к. у него еще не сложились "взрослые" понятия. Для взрослых слово, чаще всего, связано с определенной группой предметов, а ребенок не может обобщать предметы, т.к. у него своя логика и его слова становятся ситуативными и многозначными. Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. Ребенок употребляет слово в "замороженной форме". На начальных этапах слово у ребенка выполняет номинативную функцию, и только позднее они начинают осознавать значение слова. "Значения, которые за ними закрепляются, постоянно изменяются и развиваются. По мере развития ребенка в языке слова все более и более освобождаются от плана ситуации, с которой они первоначально связаны".

В младшем возрасте для ребенка характерно словотворчество, о котором говорил К.И. Чуковский (от 2 до 8 лет).

Таким образом, можно сделать вывод, что лексическое значение слова определяется различными по своей природе факторами. Слово служит обозначением чего-то вне языка, то есть имеет внеязыковую соотнесенность. Вместе с тем, каждое слово находится в разнообразных отношениях с элементами языка, отношениях, определяющих возможность его употребления для обозначения тех или иных явлений и возможность его сочетания с другими единицами лексики.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Организация работы с детьми школьного возраста по преодолению заикания
Переходя к вопросу коррекционной методики, мы, прежде всего, должны определить, что именно может нас интересовать в плане обследования дефекта, устранение которого составляет нашу задачу. От этого зависит и выбор средств и приемов до начала и в процессе работы, позволит оценить ее результативность ...

Методика и формы работы над сказкой
Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним. Одним из первых ученых, кто понял ценность сказок, был историк В.Н. Татищев, увидевший в них отражение истории и быта русского народа. Интерес к сказкам проявили многие писатели восемнадцатого века, но только в н ...

Административное устройство учебных заведений
Существует во Франции 3 основные модели административного устройства учебных заведений: модель школы, модель среднего учебного заведения и модель университета. Организация управления в частных учебных заведениях, а также высших учебных заведениях неуниверситетского сектора не сводится к определенно ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru