BriefEducation
Образование: теория и практика » Методология проведения урока иностранного языка на старшей ступени обучения » Уроки на старшей ступени обучения

Уроки на старшей ступени обучения

Страница 1

Как и на младшей ступени, многое в уроке зависит прежде всего от специфики того, кого обучают. Вот почему нужно было хотя бы кратко охарактеризовать личность старшеклассника.

Одним из важных новообразований в психике старшеклассника, по сравнению с подростком, является направленность на будущее, попытка осмыслить с этих позиций свое настоящее. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становится для них тем эффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы. Поэтому все обучение должно ориентироваться на «завтрашний день развития».

Старшеклассникам свойственно, главным образом, произвольное запоминание, которое оказывается эффективным в том случае, если они осознают, зачем следует запомнить тот или иной материал, что в результате этого будет достигнуто. Помогает в этом возрасте запоминать и осознание характерных особенностей материала, соотнесение и смысловая группировка объектов запоминания и, главное, опора на мыслительную работу в учебной деятельности.

Старшекласснику свойственен рост произвольности психических процессов. Это означает, что ему чаще приходится управлять собой, что у него появляются навыки самоорганизации, растут моральные силы, повышается самокритичность, умение видеть свои сильные и слабые стороны; формируются убеждения и мировоззрение. Именно на эти (и другие) достоинства возраста должно опираться обучение и воспитание.

Интересно отметить и стремление юношей и девушек к обособлению, которое проявляется в составе своей возрастной группы, в составе коллектива сверстников, в рамках групп сверстников (приятелей, друзей), внутри коллективов и групп. Знание указанных процессов в каждом данном классе может служить (помимо всего прочего) основой для организации коллективных форм работы, при которых перед группой ставится общая познавательная задача, а учитель организует и стимулирует совместный поиск, где каждый является активным участником.

Необходимо с пониманием относиться к таким явлениям, свойственным данному возрасту, как состояние почти постоянной увлеченности, как необычность поступков с целью привлечения внимания представителя противоположного пола, как почти повальное увлечение музыкой, как стремление выделиться из общей массы с помощью одежды и т. д. Будучи направленной в нужное русло, вся эта энергия может быть использована учителем «в мирных целях». В частности, все это можно учитывать при организации дискуссий, индивидуальных заданий и т. п. Без этого невозможно обучать и воспитывать личность. Без учета этого невозможно строить урок на старшей ступени обучения.

Покажем два урока, которые, возможно, в чем-то помогут учителю планировать.

Урок 1.

Тема урока: «Знакомство с жизнью молодёжи в Германии .» (содержание: краткие сведения о Союзе свободной немецкой молодежи, о жизни и взглядах членов этой организации).

Цель урока: учебная — развитие умения читать (задачи: обучать догадке при чтении — по словообразованию, контексту; совершенствовать технику чтения — чтение под фонограмму; учить поиску необходимых сведений в прочитанном тексте и в лексиконе); воспитательная — прививать комсомольцам чувство дружбы с членами ССНМ.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Классификация ошибок по их психологической природе
В процессе мыслительной деятельности ученик познает новые объекты и связи между ними с помощью особых умственных операций. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие дру ...

Комплексное использование наглядности как средство снятия трудностей восприятия речи на слух
Ни одно из средств обучения в отдельности не может решить поставленные учебные задачи. Отсюда возрастает роль комплексного использования средств обучения. Такой подход является обоснованным и по отношению к выбору средств наглядности, используемых в процессе обучения иностранному языку, в том числе ...

Педагогическая профессия как социальный институт
Оценивая педагогическую профессию как социальный институт, целесообразно сформулировать четыре основные идеи его развития в России: социальная функциональность (педагогическая профессия - обучающиеся); конкурентоспособность (педагогическая профессия - другие профессии); демократизация (педагогическ ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru