Как и на младшей ступени, многое в уроке зависит прежде всего от специфики того, кого обучают. Вот почему нужно было хотя бы кратко охарактеризовать личность старшеклассника.
Одним из важных новообразований в психике старшеклассника, по сравнению с подростком, является направленность на будущее, попытка осмыслить с этих позиций свое настоящее. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становится для них тем эффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы. Поэтому все обучение должно ориентироваться на «завтрашний день развития».
Старшеклассникам свойственно, главным образом, произвольное запоминание, которое оказывается эффективным в том случае, если они осознают, зачем следует запомнить тот или иной материал, что в результате этого будет достигнуто. Помогает в этом возрасте запоминать и осознание характерных особенностей материала, соотнесение и смысловая группировка объектов запоминания и, главное, опора на мыслительную работу в учебной деятельности.
Старшекласснику свойственен рост произвольности психических процессов. Это означает, что ему чаще приходится управлять собой, что у него появляются навыки самоорганизации, растут моральные силы, повышается самокритичность, умение видеть свои сильные и слабые стороны; формируются убеждения и мировоззрение. Именно на эти (и другие) достоинства возраста должно опираться обучение и воспитание.
Интересно отметить и стремление юношей и девушек к обособлению, которое проявляется в составе своей возрастной группы, в составе коллектива сверстников, в рамках групп сверстников (приятелей, друзей), внутри коллективов и групп. Знание указанных процессов в каждом данном классе может служить (помимо всего прочего) основой для организации коллективных форм работы, при которых перед группой ставится общая познавательная задача, а учитель организует и стимулирует совместный поиск, где каждый является активным участником.
Необходимо с пониманием относиться к таким явлениям, свойственным данному возрасту, как состояние почти постоянной увлеченности, как необычность поступков с целью привлечения внимания представителя противоположного пола, как почти повальное увлечение музыкой, как стремление выделиться из общей массы с помощью одежды и т. д. Будучи направленной в нужное русло, вся эта энергия может быть использована учителем «в мирных целях». В частности, все это можно учитывать при организации дискуссий, индивидуальных заданий и т. п. Без этого невозможно обучать и воспитывать личность. Без учета этого невозможно строить урок на старшей ступени обучения.
Покажем два урока, которые, возможно, в чем-то помогут учителю планировать.
Урок 1.
Тема урока: «Знакомство с жизнью молодёжи в Германии .» (содержание: краткие сведения о Союзе свободной немецкой молодежи, о жизни и взглядах членов этой организации).
Цель урока: учебная — развитие умения читать (задачи: обучать догадке при чтении — по словообразованию, контексту; совершенствовать технику чтения — чтение под фонограмму; учить поиску необходимых сведений в прочитанном тексте и в лексиконе); воспитательная — прививать комсомольцам чувство дружбы с членами ССНМ.
Материалы по педагогике:
Понятие и методика
тестового контроля
Метод тестирования имеет многолетние корни. В современном образовании он является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений учащихся. Ему посвящены многие работы исследователей. Данный метод активно используется и в практике педагогов, руководителей образовательных учреждений ...
Вопросы методики изучения
элементов наглядной геометрии
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементам ...
Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии
Осуществление дидактического принципа единства обучения, воспитания и развития требует взаимодействия всех компонентов учебно-воспитательного процесса, при котором комплексно решаются задачи усвоения учащимися знаний, их использования для формирования научных взглядов, убеждений, отношений, развити ...