BriefEducation
Образование: теория и практика » Принцип динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа » Теоретическое обоснование понятия динамического баланса в педагогике

Теоретическое обоснование понятия динамического баланса в педагогике

Страница 2

Таким образом, имеет место следующее «системное свойство: изменяющаяся система характеризуется не только своими свойствами и структурой, существующими в данный момент в данном месте (актуальная структура), но и набором потенциальных (не проявляющих себя актуально в данных «здесь и теперь») структур, находящихся между собой в отношении альтернативности» .

Само наличие непроявленных структур, альтернативных элементов, а также нелинейный характер функционирования системы выдвигает на первый план задачу оптимального управления, которая может быть решена только на основе использования понятия динамического баланса. Все это в полной мере относится к педагогической системе – сложной по структуре, социальной по природе, эвристической по современному уровню абстрактного обобщения. Педагогическая система должна рассматриваться как открытая система с отрицательной или положительной обратной связью, активно взаимодействующая и развивающаяся в комплексе с окружающей средой. Точкой отсчета в каждой конкретной ситуации является состояние динамического баланса, характерным признаком которого являются многочисленные флуктуации. При выведении системы из этого состояния она пытается сохранить начальные условия с помощью механизмов обратной связи. Однако отклонения могут быть и усилены изнутри посредством положительной обратной связи, в том числе самопроизвольно. В такие моменты система может быть переведена через состояние неустойчивости в новую структуру. Система сохраняет свои первоначальные свойства, пока флуктуации не превысят предельно допустимые нормы, но система может преобразоваться полностью или частично, преобразовав свою структуру. Эта модель, разработанная лауреатом Нобелевской премии И. Пригожиным для химических диссипативных структур, в дальнейшем другими учеными с успехом применялась для описания биологических и социальных явлений. Мы считаем, что применение принципа динамического баланса к разновидности социальных систем – педагогической – может показать пути такой трансформации системы в условиях неустойчивого развития, когда можно обойтись без резкого скачкообразного ее изменения.

Отметим и другое свойство педагогической системы – она не полностью детерминирована, т.е. поиск лучшей структуры носит случайный характер, часто осуществляется путем проб и ошибок, хотя система и подчинена поиску адаптационной устойчивости – опять заметим, только ситуационной.

Управление системой в этих условиях становится ключевой проблемой. Умение достичь динамического баланса в каждой конкретной педагогической ситуации означает возможность оптимально выстроить свое педагогическое поведение и достичь поставленных перед собой педагогических целей.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Подготовка учителя к урокам повторения
Школьная практика показывает, что проблема своевременного предупреждения забывания путем повторений является весьма важной и вместе с тем сложной задачей, требующей от учителя, прежде всего, значительной профессиональной подготовки. Часто повторение пройденного сводится к стереотипному воспроизведе ...

Суть обобщения как мыслительной операции
Предметы и явления объективного мира находятся между собой в разнообразных связях и отношениях. Познание и обобщение этих связей и отношений является одной из важнейших функций мышления. Еще С. Л. Рубинштейн писал: «Мышление внутренне связанно с обобщениями – оно совершенствуется в них и ведет к об ...

Мотивация преподавательской деятельности
Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренн ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru