В связи с повышенным интересом к созданию компьютерных систем объемной визуализации появился ряд разработок, позволяющих получать достаточно качественные стереоскопические изображения в результате минимальной недорогостоящей доукомплектации стандартного компьютерного оборудования. Например, персональную систему создания объемного изображения можно создать на базе двух жидкокристаллических мониторов, исходно формирующих изображении в поляризованном свете. На этапе апробации вариантов использования возможностей 3D стереоскопических технологий в обучении представляется разумным использование аналогичного ресурсосберегающего подхода. На Физическом факультете СПбГУ был разработан стенд для компьютерной стерео визуализации, создание которого потребовало дополнительных закупок в объеме, не превосходящем 50 тыс. руб. (рис.1).
Рис. 1. Схема двухпроекторного стенда и его общий вид
Двухпроекторный стенд цифровой стереопроекции, реализован на базе мультимедийных проекторов ACER PD520 построенных на DLP-технологии. Выбор проекторов с данным типом матрицы обусловлен требованием получения выходного изображения в неполяризованном свете, чего нельзя получить с использованием LCD-проекторов. Для их крепления был разработан двухпроекторный подвес со многими степенями свободы для совмещения проекционных изображений на экране. Юстировка и сведение проводилось по калибровочным изображениям.
После проекционных объективов были размещены линейные поляризаторы таким образом, чтобы результирующие плоскости поляризации световых потоков были перпендикулярны. Это требование связано с выбранным способом разделения стереоизображения. Использование фотографических линейных поляризационных фильтров в качестве поляризаторов, по причине их доступности, накладывает ограничение на яркость светового пучка, и при превышении значений в 1000—1500 ANSI Лм становится заметным пропускание неполяризованного света. Для тестового стенда это ограничение несущественно, и регулировками яркости проекторов был выбран рабочий диапазон яркости, обеспечивающий полное визуальное разделение поляризованных изображений.
Одновременная проекция на экран двух изображений в перпендикулярной поляризации световых потоков накладывает требование на сохранение поляризации в рассеянном от экрана свете. Таким свойством обладают только специализированные экраны с металлическим напылением, что, безусловно, определяет их высокую стоимость по сравнению с обычными экранами с полимерным (диэлектрическим) покрытием. Для апробации технологий поляризационных методов цифровой стерео проекции плоский экран размером 1,2м х 2,2м (соотношение сторон 16:9) был изготовлен из имеющихся материалов, в качестве металлизированного покрытия была использована матовая алюминиевая фольга.
Также были проведены эксперименты с гладкой и рифленой поверхностью подложки под металлизированным слоем. В случае использовании плоского экрана с гладкой матовой поверхностью возникали проблемы, обусловленные узкой диаграммой направленности рассеянного светового потока. Указанный эффект приводил к неравномерной яркости экрана: большей в центре и спадающей по краям. При использовании рифленой поверхности распределение яркости становилось более равномерным. Существенное улучшение качество изображения достигалось в случае шагов рифления, не превышающих геометрических размеров пикселя на экране.
Материалы по педагогике:
Обзор методик рейтинговой системы оценки качества работы преподавателей
В рамках моего дипломного проекта, одной из задач является разработать методику по оценке качества деятельности преподавателей кафедры «Информационные системы в экономике» с использованием интеллектуальных компонентов. При создании любой методики оценки качества деятельности преподавателей встает в ...
Финансирование системы образования в целом
В развитых странах мира финансирование системы образования традиционно являются важнейшим вопросом государственной политики. Расходы на сферу образования составляют приоритетную статью расходов национальных бюджетов, а экономика образования представляет важнейший сектор национальной экономики. И эт ...
Понимание педагогического артистизма в трудах отечественных
педагогов
"Артист" в широком смысле слова - это мастер своего дела, виртуоз, искусник. А артистизм - это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту. По В. Далю: "мастер - это особенно сведущ ...