BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово » Экспедиционная работа как источник сбора информации для школьных музеев русской культуры

Экспедиционная работа как источник сбора информации для школьных музеев русской культуры

Страница 1

В школьных музеях ведется систематическая работа по знакомству и приобщению учащихся к истокам нашей культуры, традициям и обычаям русского народа, осваиваются народные художественные ремесла, создаются условия для научного поиска. Таким условием являются образовательные историко-этнографические экспедиции (Приложение 4). Участие в такого рода исследованиях даёт современным городским школьникам уникальную возможность познакомиться с укладом сельской жизни, приобщиться к самобытной культуре.

Экспедиция – это педагогически верно выбранный путь, по которому идут вместе как педагоги, так и их ученики, где участники становятся соратниками в одинаковой степени заинтересованными в положительном исходе задуманного. Педагоги задают цели, задачи, продумывают проблемные ситуации, в которые может попасть группа, а также творческую и социально востребованную деятельность на маршруте экспедиции.

Значение этой учебно-исследовательской деятельности огромно. Во – первых школьники на примере тех или иных сел и деревень знакомятся с материальной и духовной культурой современного русского крестьянства. Во – вторых руководителями проводится воспитательная работа, связанная с формированием не только исследовательских умений и навыков, но и жизненных ценностей современных городских подростков.

Организация учебно-исследовательской работы учащихся включает три этапа: подготовка, полевое исследование, обработка собранного материала. Все они осуществляются при тесном взаимодействии школьников и педагога.

I этап – подготовка к экспедиции – проходит в городских условиях. Помимо собственно организационной части (выбор деревни, в которую планируется поехать, составление плана работы экспедиции, приобретение всего необходимого для неё и т.д.), он включает теоретическую подготовку руководителя и школьников к предстоящей экспедиции. Эта теоретическая подготовка заключается в том, что педагог и школьники знакомятся с особенностями культуры региона, в котором планируется провести экспедицию. Источником сведений может послужить и сама экспозиция школьного музея, а также специальная этнографическая, историческая, краеведческая литература, беседы со специалистами, работавшими в данном регионе, или другими людьми, так или иначе знакомыми с культурой местного населения. Далее на занятиях кружка в школьном музее педагог доводит до школьников ту информацию, которая может оказаться полезной для работы. Это, прежде всего, сведения об изучаемых элементах традиционной культуры русского народа вообще и тех её основных особенностях в данном регионе, на которые школьникам желательно обратить внимание. Кроме того, педагог также объясняет технологию сбора этнографического материала, в частности, общие рекомендации по беседе с информантами и осмотру местности, структуры деревни, строений, орудий труда, предметов быта.

II этап – полевое исследование – центральный этап учебно-исследовательской работы. Здесь учащиеся знакомятся с практической стороной экспедиционной деятельности, получая подлинный урок живой истории.

Школьники беседуют с жителями деревни, прежде всего пожилого возраста, а также и с представителями младших поколений, и даже людьми, проводящими в деревне лишь определенное время в году (родом из деревни, но постоянно в ней не живут), так как может оказаться, что эти люди ранее общались с ныне ушедшими из жизни деревенскими старожилами и услышали от них те или иные сведения по истории деревни. Такие встречи расцениваются школьниками как прикосновение к истории своей родины через личное восприятие. Благодаря таким встречам учащиеся разучивают русские народные песни, фольклор, национальные танцы. «Практическое освоение» фольклора является одним из способов не только интеллектуального, но и целостного контакта с миром традиционной культуры деревни.

Так же ребята осваивают технологии местных ремесел под руководством деревенских мастеров (резьба по дереву, вышивка и т.д.). Обучаясь ремеслам, они пополняют фонды школьного музея предметами декоративно-прикладного искусства, сделанными своими руками. Такая работа несет величающую одухотворенность, поскольку является воплощением чувств создателя предмета, его сущности.

В ходе экспедиции городские школьники оказывают помощь одиноким пожилым людям в их личном хозяйстве, участвуют в традиционных формах коллективного труда, бытующих в деревне (строительство, ремонт, сенокос). Такой совместный труд имеет большое воспитательное значение для учащихся, так как устанавливает атмосферу взаимного доверия, уважения и понимания между ними и жителями деревни, он является важным источником информации о её быте, экономике, хозяйственной терминологии (как общеупотребительной в деревне, так и специфической для определенной профессии).

Кроме того, вместе с жителями деревни школьники участвуют в промысловой деятельности (рыбная ловля). Эта деятельность носит характер микроэкспедиции, так как поход на рыбалку в отдаленное от деревни место может длиться 2–3 дня. Ребята во время этого похода фиксируют сведения по технологии данного промысла, связанной с ним хозяйственной лексике, топонимике, поверьям и обрядности.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Анализ программ и учебно-методических пособий по исследуемой теме
Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с умственным, нравственным, эстетическим развитием, являются приоритетным направлением в языковом восп ...

Протокол оценки посадки учащихся с подготовленными рекомендациями
Основным оборудованием классных комнат и учебных кабинетов являются парты, столы и стулья. Школьная мебель полностью соответствует росту и пропорциям тела школьника и обеспечивает правильную рабочую позу во время занятий. Расстановка столов трехрядная. Расстояние между партами соответствует нормам ...

Контрольные нормативы по технической подготовке
Контрольные нормативы дают возможность получать количественные показатели, по которым можно судить о степени владения навыками приемов игры. Приводим перечень нормативов по основным приемам. 1. Точность второй передачи. 2. Точность передачи мяча через сетку в прыжке. 3. Передачи сверху у стены, сто ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru