BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово » Экспедиционная работа как источник сбора информации для школьных музеев русской культуры

Экспедиционная работа как источник сбора информации для школьных музеев русской культуры

Страница 1

В школьных музеях ведется систематическая работа по знакомству и приобщению учащихся к истокам нашей культуры, традициям и обычаям русского народа, осваиваются народные художественные ремесла, создаются условия для научного поиска. Таким условием являются образовательные историко-этнографические экспедиции (Приложение 4). Участие в такого рода исследованиях даёт современным городским школьникам уникальную возможность познакомиться с укладом сельской жизни, приобщиться к самобытной культуре.

Экспедиция – это педагогически верно выбранный путь, по которому идут вместе как педагоги, так и их ученики, где участники становятся соратниками в одинаковой степени заинтересованными в положительном исходе задуманного. Педагоги задают цели, задачи, продумывают проблемные ситуации, в которые может попасть группа, а также творческую и социально востребованную деятельность на маршруте экспедиции.

Значение этой учебно-исследовательской деятельности огромно. Во – первых школьники на примере тех или иных сел и деревень знакомятся с материальной и духовной культурой современного русского крестьянства. Во – вторых руководителями проводится воспитательная работа, связанная с формированием не только исследовательских умений и навыков, но и жизненных ценностей современных городских подростков.

Организация учебно-исследовательской работы учащихся включает три этапа: подготовка, полевое исследование, обработка собранного материала. Все они осуществляются при тесном взаимодействии школьников и педагога.

I этап – подготовка к экспедиции – проходит в городских условиях. Помимо собственно организационной части (выбор деревни, в которую планируется поехать, составление плана работы экспедиции, приобретение всего необходимого для неё и т.д.), он включает теоретическую подготовку руководителя и школьников к предстоящей экспедиции. Эта теоретическая подготовка заключается в том, что педагог и школьники знакомятся с особенностями культуры региона, в котором планируется провести экспедицию. Источником сведений может послужить и сама экспозиция школьного музея, а также специальная этнографическая, историческая, краеведческая литература, беседы со специалистами, работавшими в данном регионе, или другими людьми, так или иначе знакомыми с культурой местного населения. Далее на занятиях кружка в школьном музее педагог доводит до школьников ту информацию, которая может оказаться полезной для работы. Это, прежде всего, сведения об изучаемых элементах традиционной культуры русского народа вообще и тех её основных особенностях в данном регионе, на которые школьникам желательно обратить внимание. Кроме того, педагог также объясняет технологию сбора этнографического материала, в частности, общие рекомендации по беседе с информантами и осмотру местности, структуры деревни, строений, орудий труда, предметов быта.

II этап – полевое исследование – центральный этап учебно-исследовательской работы. Здесь учащиеся знакомятся с практической стороной экспедиционной деятельности, получая подлинный урок живой истории.

Школьники беседуют с жителями деревни, прежде всего пожилого возраста, а также и с представителями младших поколений, и даже людьми, проводящими в деревне лишь определенное время в году (родом из деревни, но постоянно в ней не живут), так как может оказаться, что эти люди ранее общались с ныне ушедшими из жизни деревенскими старожилами и услышали от них те или иные сведения по истории деревни. Такие встречи расцениваются школьниками как прикосновение к истории своей родины через личное восприятие. Благодаря таким встречам учащиеся разучивают русские народные песни, фольклор, национальные танцы. «Практическое освоение» фольклора является одним из способов не только интеллектуального, но и целостного контакта с миром традиционной культуры деревни.

Так же ребята осваивают технологии местных ремесел под руководством деревенских мастеров (резьба по дереву, вышивка и т.д.). Обучаясь ремеслам, они пополняют фонды школьного музея предметами декоративно-прикладного искусства, сделанными своими руками. Такая работа несет величающую одухотворенность, поскольку является воплощением чувств создателя предмета, его сущности.

В ходе экспедиции городские школьники оказывают помощь одиноким пожилым людям в их личном хозяйстве, участвуют в традиционных формах коллективного труда, бытующих в деревне (строительство, ремонт, сенокос). Такой совместный труд имеет большое воспитательное значение для учащихся, так как устанавливает атмосферу взаимного доверия, уважения и понимания между ними и жителями деревни, он является важным источником информации о её быте, экономике, хозяйственной терминологии (как общеупотребительной в деревне, так и специфической для определенной профессии).

Кроме того, вместе с жителями деревни школьники участвуют в промысловой деятельности (рыбная ловля). Эта деятельность носит характер микроэкспедиции, так как поход на рыбалку в отдаленное от деревни место может длиться 2–3 дня. Ребята во время этого похода фиксируют сведения по технологии данного промысла, связанной с ним хозяйственной лексике, топонимике, поверьям и обрядности.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Понятие методологии и ее сущность
Не только педагоги-практики, нередко за понятием “методология” видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.1 Есть и другие определения ме ...

Результаты внедрения проекта «Мир сказок»
Для проведения данного эксперимента нами была выбрана студия керамики гимназии №6, дети младшего школьного возраста, занимающиеся второй год. Специального отбора не проводилось. Дети были разделены на 2 группы эксперементальную и контрольную. Занятия в контрольной группе проводились по текущей прог ...

Методы создания стереоскопических изображений
Идеи методов создания стереоскопических изображений достаточно просты и известны еще с середины XIX века: для получения зрительного ощущения объемной сцены достаточно спроектировать на сетчатки правого и левого глаз наблюдателей двух картин, соответствующих двумерным (плоским) изображениям, регистр ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru