Ещё одним элементом, увеличивающим симпатию и доверие сельских жителей к городским «исследователям» являются праздники или концерты, проводимые школьниками для жителей деревни. Поскольку в наше время старинные обычаи праздников, в которых бы принимала участие вся деревня, нередко уходят в прошлое, такие (организованные гостями) вечёрки могут сыграть значительную роль в жизни самой деревни. Кроме того, эти праздники позволяют познакомиться с такими фольклорными песнями, частушками и плясками, знание которых местные жители, возможно, не стали бы демонстрировать при обычном опросе.
Концерт школьников, состоящий из заранее подготовленных номеров, играет большую роль для жителей деревни, как правило, не избалованных таким вниманием. На празднике широко используется, как уже давно известный, так и только что собранный фольклорный материал.
Игры с местными детьми также присутствуют во время праздника. Эта форма досуга является самой привлекательной и яркой, как для городских, так и для деревенских ребят. Кроме того, подобные игры и вообще детский фольклор – это одна из весьма интересных для школьников тем фольклорно - этнографического исследования.
В экспедицию школьники берут с собой фотоаппараты (иногда видеокамеры), что бесспорно облегчает работу при дальнейшем исследовании деревни. Ребята фотографируют и снимают на видео общую панораму деревни, дворы личных хозяйств и общественные здания (общий вид построек, отдельные архитектурные элементы, интересные с той или иной точки зрения), внутреннее убранство домов (особенности планировки и обстановки), орудия труда и предметы быта, произведения искусства, архивные документы, те или иные достопримечательности, места, на которых стояли несохранившиеся здания, сцены труда и отдыха крестьян, отдельные моменты в жизни самой экспедиции и т.д.
III этап – обработка и использование собранного материала.
С окончанием полевого сезона начинается III этап учебно-исследовательской деятельности по изучению культуры деревни. Школьники выбирают конкретные темы, заинтересовавшие их в ходе экспедиции, и готовят по ним сообщения или рефераты. Руководитель же на протяжении всей работы школьников играет роль консультанта: даёт общие сведения в области изучаемых тем, знакомит с принципами и методами обработки материала. В реферативных работах должны обязательно присутствовать фотографии и другой наглядный материал.
Помимо защиты докладов, школьники участвуют в тематических викторинах. Это одна из форм обучения, ориентированная на закрепление тех сведений по фольклору, этнографии и истории деревенского быта, которые были выявлены школьниками во время экспедиционной работы. Данные викторины носят игровой, соревновательный характер, что позволяет рассматривать их не только как форму обучения, но и досуга.
Итогом экспедиции также является видеофильм, смонтированный на основе отснятого в поездке материала. Как правило, сценарий этого фильма заранее продумывается (школьниками, преподавателями). Видеофильм снимается о самых интересных событиях, например, о тех или иных трудовых или праздничных моментах в жизни деревни или экспедиции, о строениях (церкви, монастыре, доме с необычным убранством), или на такие темы, как история деревни, история семьи, судьба того или иного человека.
Образовательные историко-этнографические экспедиции являются уроками практической духовности, нравственности, где создаются условия для познания самого себя, окружающих людей и огромного мира культурных и исторических ценностей.
Материалы по педагогике:
Методические разработки заданий с использованием эвристических методов
План - конспект урока №1 Предмет: ПОиТВР Тема: «Виды укладок волос». Тип урока: комбинированный. Форма проведения: практическое занятие Цель: более глубокое усвоение знаний по теме. Задачи: · образовательная – сформировать знания по теме: «Виды укладок», сформировать умение выполнять один из видов ...
Особенности развития процесса обобщения младших школьников
Процесс формирования обобщения проходит 3 стадии: 1. На первой стадии последовательно рассматриваются отдельные качества (свойства) различных предметов (явлений), определяется, чем они отличаются друг от друга; 2. На второй стадии происходит отбор качеств, общих для всех предметов; 3. На третьей ст ...
Примерный план занятий ИЗО на декабрь
Данный план представлен, в соответствии, с программой занятий по изобразительной деятельности, уже используемой в детских садах, в частности в ДОУ 2055. В таблице 1. представлены занятия на зимний месяц, декабрь, как наиболее актуальные на сегодня темы. Таблица 1. – План ИЗО для ДОУ Месяц Название ...