Кафедру возглавляет заведующий кафедрой, избираемый на эту должность из числа профессоров или доцентов, ведущих активную научную и учебно-методическую работу. Избрание на должность заведующего кафедрой проводится Ученым Советом факультета сроком на 5 лет с учетом мнения собрания научно-педагогических сотрудников кафедры, выраженного путем тайного голосования. В случае необходимости выборы заведующего кафедрой могут быть проведены Ученым Советом университета.
Заведующий кафедрой является научно-педагогическим работником и должностным лицом, выполняющим административные функции на кафедре и отвечающим за состояние учебной, научной, методической и воспитательной работы на кафедре.
Заведующий кафедрой непосредственно подчиняется декану факультета.
Для управления кафедрой заведующий кафедрой наделяется всеми необходимыми для этого полномочиями и ресурсами, определяемыми федеральными и вузовскими нормативно-правовыми актами.
В пределах своих полномочий заведующий кафедрой издает распоряжения по кафедре, обязательные для всех её преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов.
Можно выделить ряд функций управления деятельностью кафедры (рисунок 1.3). Ответственность за выполнение этих функций возложена на заведующего кафедрой.
Рисунок 1.3 – Дерево функции кафедры
Функции управления учебной работой кафедры:
формирование структуры многоуровневой подготовки по направлениям и специальностям кафедры;
обеспечение соответствия учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин кафедры Государственным образовательным стандартам и осуществление контроль их выполнения;
организация и контроль учебного процесса по всем видам учебной деятельности кафедры;
выполнение учебной работы, как правило, по основным дисциплинам кафедры;
организация эффективного функционирования рейтинговой системы контроля текущей успеваемости и обеспечение требуемого качества учебного процесса;
организация и контроль предоставленных платных дополнительных образовательных услуг на кафедре;
организация работы Государственных экзаменационных и аттестационных комиссий по направлениям и специальностям кафедры;
организация работы по приему студентов и целевую подготовку специалистов на кафедре;
организация и контроль работ по маркетингу рынка интеллектуального труда и трудоустройству выпускников кафедры.
Функции управления методической работой кафедры:
разработка учебных планов и рабочих учебных программ подготовки специалистов всех уровней;
разработка рабочих программ и методического обеспечения учебных дисциплин, закрепленных за кафедрой;
планирование и организация методической работы на кафедре, направленной на своевременное и качественное обеспечение учебного процесса;
формирование тематического плана научно-методической работы на кафедре в соответствии с комплексной программой развития университета;
организация и стимулирование методической работы преподавателей по созданию новых учебников и учебных пособий, новых технологий обучения, по совершенствованию учебно-лабораторной базы и обеспечению эффективной самостоятельной работы студентов.
Функции управления научной работой кафедры:
организация и координация научной работы на кафедре, создание необходимых условий для обучения магистрантов, аспирантов, докторантов и участия студентов в научной работе;
контроль проведения мероприятий, направленных на охрану авторских прав сотрудников кафедры на оригинальные результаты научных исследований, на защиту коммерческой тайны университета;
организация и контроль работ по увеличению объема и повышению уровня научных исследований, выполняемых на кафедре, обеспечению органического единства учебного процесса и научных исследований;
обеспечение участия сотрудников и студентов кафедры в конкурсах научных работ, выставках, научных конференциях и симпозиумах.
Функции управления воспитательной работой кафедры:
организация воспитательной работы со студентами через учебный процесс;
кураторство учебных групп;
проведение работ, направленных на формирование у преподавательского состава ответственного отношения к своим должностным обязанностям.
Функции управления административной работой кафедры:
подбор кадров и комплектование штатов профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного и научно- производственного персонала кафедры;
распределение аудиторной и внеаудиторной учебной, методической, научной и воспитательной работы среди сотрудников кафедры;
организация и контроль своевременного повышения квалификации профессорско-преподавательским составом;
организация подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру;
организация формирования и целенаправленное использование внебюджетных средств, в том числе на приобретение и оснащение кафедры современным учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой
Материалы по педагогике:
Экономические аспекты создания и использования ЭУМК
Существуют три основных подхода к созданию электронных образовательных ресурсов, назовем их условно медийный, игровой и издательский. Медийный подход предполагает организацию работ по созданию ресурса по типу производства медийной продукции: кинофильмов и телепрограмм. Главным лицом в таком процесс ...
Методы развития волевого поведения детей дошкольного возраста
Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие р ...
Возможности коррекционно-развивающего
обучения детей с особыми образовательными потребностями
Психология деятельности глубоко изучена дефектологами Г.М. Дульневым, Б.И. Пинским и др. Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Ано ...