BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Механизмы формирования значения слова у детей младшего дошкольного возраста

Механизмы формирования значения слова у детей младшего дошкольного возраста

Страница 1

Для правильного понимания толкования устаревшего слова старшими дошкольниками, рассмотрим различные точки зрения лингвистов и психолингвистов на процессы, происходящие в онтогенезе при освоении значения слова, его продуцирования ребенком. Исследования в этой области занимаются М.М. Кольцова, Р.М. Фрумкина, Н.Х. Швачкин, А.М. Шахнарович и С.Н. Цейтлин.

Язык представляет собой систему знаков и правил их сочетания. Знаками языка являются, прежде всего, слова, лексические единицы. Все огромное количество слов языка строится из очень небольшого количества звуков, в свою очередь объединенных в некоторую систему. Одной из задач лингвистики являются выделение и уточнение из всего многообразия звуков, которые может произносить человек, тех звуков, которые являются основными для данного языка.

Как показало исследование советского ученого Н.Х. Швачкина, фонематический слух формируется у ребенка в самом раннем детстве. Сначала он учится отделять звуки окружающего мира (шум дождя, мяуканье кошки и др.) от звуков обращенной к нему речи. Ребенок, стремясь к удовлетворению своих потребностей, активно ищет звуковые обозначения элементов окружающего мира, с жадностью ловит их из уст взрослых. Однако он использует те средства языка, которые заимствует от взрослых, совсем не так, как взрослые. И этот факт имеет большое значение для понимания процесса овладения значением слова детьми дошкольного возраста.

Л.С. Выготский писал, что сначала ребенок овладевает чисто внешней (звуковой) структурой слова, которая впоследствии, в процессе оперирования словом, приводит ребенка к правильному функциональному его употреблению.

Ребенок ориентируется на внешние, звуковые свойства слов. Развиваясь и ориентируясь в окружающей среде, ребенок овладевает свойствами предметов и действиями с ними: учится отличать кубики, например, от всех других предметов, усваивает то, что из кубиков можно строить дом, но нельзя наливать в них воду. Этот процесс заставляет ребенка искать наименование для окружающего им класса объектов, что сразу значительно облегчает общение: целый класс предметов, обладающих несколькими характерными свойствами, описывается словом "кубик". Но если для взрослого несущественно, обладает ли звуковая оболочка слова-наименования какой-либо связью с обозначаемым им предметом, то ребенок стремится найти в звуковом образе слова буквальное отражение каких-то свойств предмета. Согласно точке зрения Р.М. Фрумкиной, "есть цепочка - от слова к его пониманию, смыслу, и обратно - от смысла к слову, к имени; правила, по которым организованы такие цепочки - это правила языка".

Специальные опыты советских исследователей показали, что эти связи - образные связи - помогают ребенку воспринимать значение слова. Связь предмета и слова основываются на сходстве, которое ребенок наблюдает между материальной оболочкой слова и материальными, чувственно воспринимаемыми признаками предметов. Поэтому в речи ребенка и наблюдается такое количество звукоподражательных и образных, звукоизобразительных слов. Эти слова могут появляться в речи как отражение, имитация звуков внешнего окружающего мира и служат при этом для названия предметов и явлений, например, ме-е-е (о козочке), би-би (о машине) и другие.

Познавательная ценность звукоподражаний состоит в том, что в них находит выражение, становится наблюдаемым фактом обращенность ребенка к динамическому миру вещей. Звуки, издаваемые предметом, отражаются в сознании в виде представлений и постигаются ребенком так же, как и сами предметы.

Звукоподражательные слова входят в так называемый "язык нянь". "Язык нянь" - это сравнительно небольшой репертуар слов, отработанный и отшлифованный предшествующими поколениями и предназначенный для общения с ребенком. Другими словами, "Язык нянь" - это специальный лексикон, ориентированный на ребенка. Большая часть слов "языка нянь" относится к разряду звукоподражаний. Звукоподражательная основа слов облегчает ребенку их усвоение и запоминание. Звуковой комплекс приобретает некоторую мотивированность; "как собачка лает?" - "ав-ав". В следующий раз, увидев собаку, ее изображение на картинке или игрушку, ребенок произносит "ав-ав". Это обозначение одновременно и самой собаки, и звука, ею издаваемого, и всего того, что с ней связано (собачья конура, ошейник и др.).

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Использование межпредметных связей на уроках технологии
Каждый урок технологии в начальных классах дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости, уроком, на котором открываются секреты мастерства. Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, мыслительных операций анализа и синтеза, ...

Возможности коррекционно-развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями
Психология деятельности глубоко изучена дефектологами Г.М. Дульневым, Б.И. Пинским и др. Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Ано ...

Место и роль краеведения в ДОУ
Основы нравственно - патриотического воспитания ребенка закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящихся в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, культуре, природе, к своему городу и стране. ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru