Для правильного понимания толкования устаревшего слова старшими дошкольниками, рассмотрим различные точки зрения лингвистов и психолингвистов на процессы, происходящие в онтогенезе при освоении значения слова, его продуцирования ребенком. Исследования в этой области занимаются М.М. Кольцова, Р.М. Фрумкина, Н.Х. Швачкин, А.М. Шахнарович и С.Н. Цейтлин.
Язык представляет собой систему знаков и правил их сочетания. Знаками языка являются, прежде всего, слова, лексические единицы. Все огромное количество слов языка строится из очень небольшого количества звуков, в свою очередь объединенных в некоторую систему. Одной из задач лингвистики являются выделение и уточнение из всего многообразия звуков, которые может произносить человек, тех звуков, которые являются основными для данного языка.
Как показало исследование советского ученого Н.Х. Швачкина, фонематический слух формируется у ребенка в самом раннем детстве. Сначала он учится отделять звуки окружающего мира (шум дождя, мяуканье кошки и др.) от звуков обращенной к нему речи. Ребенок, стремясь к удовлетворению своих потребностей, активно ищет звуковые обозначения элементов окружающего мира, с жадностью ловит их из уст взрослых. Однако он использует те средства языка, которые заимствует от взрослых, совсем не так, как взрослые. И этот факт имеет большое значение для понимания процесса овладения значением слова детьми дошкольного возраста.
Л.С. Выготский писал, что сначала ребенок овладевает чисто внешней (звуковой) структурой слова, которая впоследствии, в процессе оперирования словом, приводит ребенка к правильному функциональному его употреблению.
Ребенок ориентируется на внешние, звуковые свойства слов. Развиваясь и ориентируясь в окружающей среде, ребенок овладевает свойствами предметов и действиями с ними: учится отличать кубики, например, от всех других предметов, усваивает то, что из кубиков можно строить дом, но нельзя наливать в них воду. Этот процесс заставляет ребенка искать наименование для окружающего им класса объектов, что сразу значительно облегчает общение: целый класс предметов, обладающих несколькими характерными свойствами, описывается словом "кубик". Но если для взрослого несущественно, обладает ли звуковая оболочка слова-наименования какой-либо связью с обозначаемым им предметом, то ребенок стремится найти в звуковом образе слова буквальное отражение каких-то свойств предмета. Согласно точке зрения Р.М. Фрумкиной, "есть цепочка - от слова к его пониманию, смыслу, и обратно - от смысла к слову, к имени; правила, по которым организованы такие цепочки - это правила языка".
Специальные опыты советских исследователей показали, что эти связи - образные связи - помогают ребенку воспринимать значение слова. Связь предмета и слова основываются на сходстве, которое ребенок наблюдает между материальной оболочкой слова и материальными, чувственно воспринимаемыми признаками предметов. Поэтому в речи ребенка и наблюдается такое количество звукоподражательных и образных, звукоизобразительных слов. Эти слова могут появляться в речи как отражение, имитация звуков внешнего окружающего мира и служат при этом для названия предметов и явлений, например, ме-е-е (о козочке), би-би (о машине) и другие.
Познавательная ценность звукоподражаний состоит в том, что в них находит выражение, становится наблюдаемым фактом обращенность ребенка к динамическому миру вещей. Звуки, издаваемые предметом, отражаются в сознании в виде представлений и постигаются ребенком так же, как и сами предметы.
Звукоподражательные слова входят в так называемый "язык нянь". "Язык нянь" - это сравнительно небольшой репертуар слов, отработанный и отшлифованный предшествующими поколениями и предназначенный для общения с ребенком. Другими словами, "Язык нянь" - это специальный лексикон, ориентированный на ребенка. Большая часть слов "языка нянь" относится к разряду звукоподражаний. Звукоподражательная основа слов облегчает ребенку их усвоение и запоминание. Звуковой комплекс приобретает некоторую мотивированность; "как собачка лает?" - "ав-ав". В следующий раз, увидев собаку, ее изображение на картинке или игрушку, ребенок произносит "ав-ав". Это обозначение одновременно и самой собаки, и звука, ею издаваемого, и всего того, что с ней связано (собачья конура, ошейник и др.).
Материалы по педагогике:
Анкетирование детей: ранжирование предметов среди учащихся 1 класса
Для определения значимости уроков труда для учащихся проводилось анкетирование в 1-ом классе, обучаемом по традиционной системе без какой-либо программы по трудовому обучению, средней общеобразовательной школы №618 г. Москвы в середине второй учебной четверти. Было опрошено 22 учащихся, каждому из ...
Единая образовательная информационная среда университета
Внедрение быстро развивающихся информационных технологий создало предпосылки для качественно нового этапа развития вузов на основе формирования единой образовательной информационной среды. Ее создание и развитие представляет технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе ...
Подготовка к военной службе как педагогическая проблема
В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом опередил современные подходы к проблеме подготовке современной молодежи к прохождению военной службы. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающе ...