В психологии принято понятия житейские (наивные) и научные. Это различие было введено Л.С. Выготским.
Ребенок 5-6 лет обладает системой житейских понятий, которые приобретаются из практического опыта. Например, что такое мебель, животные, работа. За подобными понятиями в этот период развития ребенка стоят эмоционально-образные, наглядные связи, "конкретные" компоненты доминируют в значении слова, выражающего понятие. Ребенок представляет сущность этих понятий практически: слово у него вызывает образ ситуации, в которой он сталкивается с называемым предметом или действием. Поэтому, сформулировать, что такое, например, животное, ребенок, как правило, не может, хотя хорошо знает, что это такое.
Научные понятия формируются в процессе обучения, и в основе их лежат логические связи. Научное понятие начинается с логической формулировки, лишь затем наполняется конкретным практическим содержанием.
Н.Х. Швачкин выделил три этапа в освоении ребенком значения слова:
Этап полисемантичности слова (наглядно-чувственное обощение);
Этап конкретного значения, когда слово называет единичный объект (слова - представления);
Этап элементарно-понятийного значения, когда ребенок называет словом только адекватные ему однородные объекты .
Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления.
Нормативная генерализация в детской речи, часто возникающая вслед за нормативным обобщением, связана с "распространением сферы использования слова на более широкий, чем в нормативном языке, круг денотатов".
С.Н. Цейтлин назвала подобное явление сверхгенерализацией (сверхобобщением). Она отмечает, что "при осмыслении значений слов у ребенка возникает много трудностей. Не так легко, как кажется, незрелому уму классифицировать предметы и явления. Когда ребенок, делая обобщения, переходит установленные для него границы, возникает сверхгенерализация. Сверхгенерализация предполагает расширение класса денотатов по сравнению с тем, который существует в нормативном языке. Это случаи, когда одно "слово" означает одновременно "я голоден", "я мокрый", "мне холодно", "мне нужно, чтобы ко мне подошли" и т.д Чем меньше ребенок, чем уже его лексикон, тем больше у него сверхгенерализированных слов. Благодаря этому свойству лексических единиц ребенок может дать номинации большему числу явлений.
Одновременно со сверхобобщениями наблюдается как бы обратное явление.Н.И. Лепская приводит пример, когда ребенок машину своих родителей называл абиль, машину друзей родителей - бибика, а вообще машину на улице - гуделка.
Постепенно в речи ребенка число сверхгенерализаций уменьшается, но из-за несовершенства артикуляторных органов у ребенка может возникнуть детская омофония.
С.Н. Цейтлин дает следующее определение детской омофонии - "это совпадение в одной звуковой оболочке двух и более слов из-за артикуляторных трудностей, которые не смог преодолеть ребенок".
Омофония возникает вследствие того, что ребенок не может произнести большое число слогов и выбрасывает некоторые слоги, устраняя трудные сочетания согласных, заменяя трудные для артикуляции звуки более легкими. Например, у ребенка в 1 г.10 мес. присутствуют омофоны: моня - лимон, пака - палка.
В литературе предлагаются следующие этапы в освоении ребенком значения слова:
Ребенок начинает адекватно реагировать на обращенную к нему речь взрослых еще до того, как начинает говорить сам. На этом этапе ребенок может выполнять простейшие просьбы, отыскивать предметы, о которых спрашивает взрослый, но нельзя говорить о том, что ребенок овладел значением слова. На этом этапе явление действительности воспринимается ребенком комплексно, без выделения признаков.
Материалы по педагогике:
Химические свойства белков
1) Гидролиз – полный распад белковой молекулы на отдельные аминокислоты (происходит под действием ферментов – биологических катализаторов). 2) Горение
. Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых продуктов неполного распада. Горение сопровождается характерным запах ...
Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической
деятельности
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водово ...
Примерное поурочное планирование
Планирование проведено в соответствии с учебным планом, согласно которому в VIII-IX классах отводится на изучение математики 5 часов в неделю, из них 2 часа геометрии, ориентировано на учебник Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия 7 – 9» Итак, тема «Площадь» в VIII – IX классах: № урока Тема урока I моду ...