BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Механизмы формирования значения слова у детей младшего дошкольного возраста

Механизмы формирования значения слова у детей младшего дошкольного возраста

Страница 3

В психологии принято понятия житейские (наивные) и научные. Это различие было введено Л.С. Выготским.

Ребенок 5-6 лет обладает системой житейских понятий, которые приобретаются из практического опыта. Например, что такое мебель, животные, работа. За подобными понятиями в этот период развития ребенка стоят эмоционально-образные, наглядные связи, "конкретные" компоненты доминируют в значении слова, выражающего понятие. Ребенок представляет сущность этих понятий практически: слово у него вызывает образ ситуации, в которой он сталкивается с называемым предметом или действием. Поэтому, сформулировать, что такое, например, животное, ребенок, как правило, не может, хотя хорошо знает, что это такое.

Научные понятия формируются в процессе обучения, и в основе их лежат логические связи. Научное понятие начинается с логической формулировки, лишь затем наполняется конкретным практическим содержанием.

Н.Х. Швачкин выделил три этапа в освоении ребенком значения слова:

Этап полисемантичности слова (наглядно-чувственное обощение);

Этап конкретного значения, когда слово называет единичный объект (слова - представления);

Этап элементарно-понятийного значения, когда ребенок называет словом только адекватные ему однородные объекты .

Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления.

Нормативная генерализация в детской речи, часто возникающая вслед за нормативным обобщением, связана с "распространением сферы использования слова на более широкий, чем в нормативном языке, круг денотатов".

С.Н. Цейтлин назвала подобное явление сверхгенерализацией (сверхобобщением). Она отмечает, что "при осмыслении значений слов у ребенка возникает много трудностей. Не так легко, как кажется, незрелому уму классифицировать предметы и явления. Когда ребенок, делая обобщения, переходит установленные для него границы, возникает сверхгенерализация. Сверхгенерализация предполагает расширение класса денотатов по сравнению с тем, который существует в нормативном языке. Это случаи, когда одно "слово" означает одновременно "я голоден", "я мокрый", "мне холодно", "мне нужно, чтобы ко мне подошли" и т.д Чем меньше ребенок, чем уже его лексикон, тем больше у него сверхгенерализированных слов. Благодаря этому свойству лексических единиц ребенок может дать номинации большему числу явлений.

Одновременно со сверхобобщениями наблюдается как бы обратное явление.Н.И. Лепская приводит пример, когда ребенок машину своих родителей называл абиль, машину друзей родителей - бибика, а вообще машину на улице - гуделка.

Постепенно в речи ребенка число сверхгенерализаций уменьшается, но из-за несовершенства артикуляторных органов у ребенка может возникнуть детская омофония.

С.Н. Цейтлин дает следующее определение детской омофонии - "это совпадение в одной звуковой оболочке двух и более слов из-за артикуляторных трудностей, которые не смог преодолеть ребенок".

Омофония возникает вследствие того, что ребенок не может произнести большое число слогов и выбрасывает некоторые слоги, устраняя трудные сочетания согласных, заменяя трудные для артикуляции звуки более легкими. Например, у ребенка в 1 г.10 мес. присутствуют омофоны: моня - лимон, пака - палка.

В литературе предлагаются следующие этапы в освоении ребенком значения слова:

Ребенок начинает адекватно реагировать на обращенную к нему речь взрослых еще до того, как начинает говорить сам. На этом этапе ребенок может выполнять простейшие просьбы, отыскивать предметы, о которых спрашивает взрослый, но нельзя говорить о том, что ребенок овладел значением слова. На этом этапе явление действительности воспринимается ребенком комплексно, без выделения признаков.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения
Исходя из анализа литературы по теме исследования были выделены следующие компоненты необходимые для формирования полноценного навыка чтения у детей, а именно достаточный уровень развития: 1. Внимания (объем, устойчивость, поле зрения, концентрация, переключаемость, произвольность). 2. Восприятия ( ...

Типы и структуры уроков
Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, а ...

Детский музей как фактор формирования исторического мышления
Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны. С одной стороны, это демократизация политической и общественной жизни, освободившая музеи от давления идеологии и прямого вмешательства органов управления в музейную практику. С другой стороны, рыночная экономика, диктующая свои з ...

Разделы

© 2022 Copyright www.briefeducation.ru