BriefEducation
Образование: теория и практика » Формирования культурно-нравственных ценностей учащихся учреждений начального профессионального образования » Исследование проблем формирования культурно-нравственных ценностей учащихся УНПО

Исследование проблем формирования культурно-нравственных ценностей учащихся УНПО

Страница 1

В данной главе приводится анализ авторитетных источников по проблеме культурно-нравственного воспитания учащихся (УНПО в частности) различных авторов, а также выводы, сделанные на основе этих работ.

Идеи культурно-нравственного воспитания достаточно широко представлены в философско-педагогическом наследии отечественных мыслителей: Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, В.И. Водовозова, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, Н.В. Сорока-Росинского, К.Д. Ушинского и других. Большое признание в ХХ веке получили педагогические идеи и практическая деятельность по патриотическому воспитанию: П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Диссертационные исследования последних лет, изучающие проблему культурно-нравственного воспитания, рассматривают ее различные аспекты. В работах И.Н. Глазуновой, Л.В. Кокуевой, М.А. Шкробовой данная проблема изучается в контексте образовательного процесса. В диссертационных работах Е.И. Власовой, А.А. Корзинкина, Т.И. Петраковой, Н.А. Соловьевой исследуются духовно-нравственные ценности, раскрываются содержательная сущность, обобщенные условия их воспитания у различных возрастных групп учащихся.

Проблема патриотического воспитания как неотъемлемая часть воспитания культурно-нравственного представлена в исследованиях М.А. Горбовой, Ю.В. Лазарева, Н.Н. Михнева, А.В. Подгорнова, Д.С. Сенюк, И.Ю. Хитаровой. В них рассматриваются аспекты формирования патриотических чувств у учащихся на примере знакомства с героическим прошлым русских людей, посредством использования национально-регионального компонента образовательного стандарта и организации краеведческой деятельности.

В приведенных работах воспитание культурно-нравственных ценностей рассматривается не только с точки зрения социальной, но и биологической, философской, исторической, культурологической.

Культурно-нравственное воспитание рассматривается и как профессиональное явление - то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделенными обществом профессиональными полномочиями и несущими нравственно-профессиональную ответственность перед ним. В этом случае духовно-нравственное воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному духовно-нравственному развитию личности, вхождению ее в коллектив современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойного человека.

Анализ данных источников и обобщение полученной информации позволили сделать ряд выводов, на основании которых предлагаются следующие пути решения проблемы культурно-нравственного воспитания учащихся УНПО.

Новое понимание образованности, нравственности, профессионального мастерства и самореализации юных граждан приводит к необходимости усиления воспитательной направленности учебных дисциплин. Каждый урок должен нести в себе в первую очередь мощный воспитательный потенциал. Главной ценностью урока должно стать творческое и раскрепощающее взаимодействие, духовное общение педагога с воспитанником, внесение в образовательный процесс культурных образцов высокой нравственности.

Эффективное решение проблем воспитания возможно при системном подходе к процессу воспитания, который предполагает интеграцию отечественного, зарубежного опыта, опору на народные традиции и педагогику, многовековую культуру народа. К.Д. Ушинский отмечал, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях …».

С учетом высокой актуальности задач создания эффективной системы культурно-нравственного воспитания детей и молодежи предстоит с гораздо большей требовательностью отнестись к подготовке специалистов по воспитательной работе (учителей, психологов, педагогов дополнительного образования и др.). Особая миссия лежит в этом отношении на педагогических учебных заведениях, призванных усилить внимание подготовке будущего педагога-воспитателя, обладающего гуманистическим мировоззрением и способного быть носителем ценностей народной педагогики и культуры толерантности.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Опытно-поисковая работа по проблеме использования нестандартных уроков на практических занятиях по профессии «парикмахер»
Опытно-поисковая работа по проблеме: нестандартные уроки. Эксперимент осуществляется на базе «Уральского колледжа бизнеса и технологии красоты». Описание базы: на базе колледжа «Уральского колледжа бизнеса управления и технологии красоты» существует 2 лаборатории, для проведения уроков профессионал ...

Принципы обучения как категория дидактики
Процесс обучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, в современном образовании, в том числе и дошкольном, направлен на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Обобщенный опыт организации занятий по усвоению основ науки показывает, что для обеспечения ед ...

Модельное занятие №2 Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе: проблемы и перспективы
1. Прочтите текст одного кейса (на выбор), проявите, какие образовательные технологии используют педагоги при организации учебного процесса 2. Чем, по вашему мнению, обоснован выбор преподавателем той, или иной технологии 3. В чём специфика, характерные особенности технологий, используемых преподав ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru