BriefEducation
Образование: теория и практика » Социально-педагогическая поддержка детей группы риска » Формы и методы социально-педагогической поддержки

Формы и методы социально-педагогической поддержки

Страница 1

Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах:

принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Таким образом, целями воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» являются:

- Формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равные условия для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

- Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

Концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» предполагает следующие функции:

Развивающую, направленную на изменение мотивации детей «группы риска» к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

Развлекательную, создающую благоприятную атмосферу на уроке, превращающую его из скучного занятия в увлекательное путешествие;

Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

Управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессионального роста педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы;

Защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания;

Компенсирующую, коммуникативную, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных контактов;

Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

Соблюдение прав детей группы риска на полноценное образование, воспитание и развитие во многом зависит от подхода, выбранного специалистами. Поскольку с особенными детьми младшего школьного возраста работает много специалистов самой разной направленности, то сегодня в практике наблюдается широкий спектр подходов к их воспитанию. Наиболее часто используются дефектоцентрический, социальный, комплексный подходы, которые не в равной степени согласуются с гуманистической установкой и чаще всего не позволяют рассматривать особенных детей в качестве «группы риска».

Многие ученые рассматривают интегративный подход как гуманистически направленный, комплексный и социокультрно ориентированный. Такой подход позволяет относиться к особенному ребенку как к индивидуальности, определенный круг проблем которой ограничивает полноценное участие его во всех сферах жизнедеятельности и препятствуют освоению образовательных программ без создания благоприятных условий, необходимых для успешного социального воспитания.

Интегративный подход к воспитанию младших школьников с особенностями в развитии осуществляется при условии причисления их к «группе риска» и его осуществление невозможно только в рамках системы специального образования, где дети воспитываются достаточно изолированно от естественной социальной среды. Для успешного социального воспитания младших школьников «группы риска» необходима их интеграция в среду обычных сверстников. В современных условиях эту задачу можно решать в рамках системы дополнительного образования.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Формы и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования
Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Одним из основных условий развития творческих способностей на занятиях в учреждении дополнительного образования, является, создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Главное на пути создания такой ...

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие ...

Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи
В ходе изложения теоретических и методических основ обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось, что их успешное осуществление происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Не следует забывать, что влияние семьи на развитие и формирование детей ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru