BriefEducation
Образование: теория и практика » Мотивация обучения в подростковом возрасте » Исследование мотивов учебной деятельности подростков

Исследование мотивов учебной деятельности подростков

Страница 1

Для изучения мотивационной сферы подростков было проведено исследование, которое проводилось на базе СОШ «Андреевская»

класс 8"А" - 14 человека;

класс 8"Б" - 11 человека.

Цель исследования: провести анализ мотивационной сферы у учащихся школы.

Задачи:

1. Изучить мотивационную сферу учащихся.

2. Выявить направленность мотивации.

3. Проанализировать особенности мотивации учения в подростковом возрасте.

Таким образом, необходимо провести исследования, в результате которых можно будет узнать:

какой тип мотивации преобладает у школьников;

какой вид мотивов преобладает у школьников;

какой из уровней мотивации больше всего присутствует у учащихся 8 класса.

Как уже говорилось в первой части данной работы, что толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Были очерчены контуры двух важных типов мотиваций – мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. При диагностике этих типов мотиваций оптимальным методом является наблюдение, т.к. у педагога есть возможность следить за поведением и деятельностью ученика в различных жизненных и учебных ситуациях.

Для диагностики мотивации успеха и мотивации боязни неудач используется уже проверенная методика: опросник МУН А.А. Реана (Приложение 1).

Для диагностики уровней мотивации используется тест Н.Г. Лускановой (Приложение 2).

Для диагностики социальной и позновательной мотивации используется модифицированный опросник МУН А.А. Реана (Приложение 3).

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Необходимо выяснить, в ходе анкетирования, что в большей мере мотивирует учеников: сам процесс познания в ходе учения или же отношения с другими людьми в ходе учения.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

В большинстве случаев у учащихся существует проблема с положительной мотивацией к учебной деятельности. Многие из сегодняшних школьников ходят в школу с неохотой и без желания учиться и получать знания. Следует, однако, проверить это.

Исследование проводилось методом письменного анкетирования, так как этот метод позволяет охватить большое количество школьников. Были составлены вопросы на выявление мотивации учения. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить какой уровней мотивации присутствует у учащегося. В анкете приводится описание пяти уровней мотивации, которые могут быть у учащегося. Каждый из респондентов должен был из пяти возможных ответов выбрать тот, который наиболее полно характеризует его поведение в школе.

Перед этим, в каждом классе данной параллели, учащимся была изложена суть проводимого исследования. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, встречающихся в анкете.

По результатам проведенных исследований можно будет уже судить о том, какой тип, вид и уровень мотивации характерен для детей данного учебного заведения. После обработки полученных данных, скорее всего, будет виден самый "популярный" уровень мотивации. Следует разобраться, почему большинство выбрали именно тот или иной ответ. Также интересно будет узнать отношение данного большинства к тем, кто узнал себя в другом описании из анкеты, которое окажется "непопулярным", то есть в меньшинстве.

В исследовании на параллели восьмых классов по выявлению вида мотивов приняло участие 25 человек.

Таблица 1

Результаты опроса

Класс

Мотивация успеха

Мотивация боязни неудачи

8 а

10

71,42%

4

28,58%

8 б

7

63,64%

4

36,36%

Всего

17

68%

8

32%

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка
Среди множества современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Ее первостепенное влияние на ребенка нельзя отрицать, так как она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребенка. Семья – это одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, вторая – общественное. Сег ...

Непрерывное образование
Сектор непрерывного образования начал бурно развиваться во Франции в 1960–1970-е гг. Базовыми нормативными актами, определившими статус и организацию непрерывного образования, стали закон Фора 1968 г., закон Делора 1971 г., закон Савари 1984 г., закон от 20 июля 1992 г., декреты от 23 августа 1985 ...

Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru