BriefEducation
Образование: теория и практика » Мотивация обучения в подростковом возрасте » Исследование мотивов учебной деятельности подростков

Исследование мотивов учебной деятельности подростков

Страница 3

Рис. 4. График уровней позновательного и социального мотивов

На графике (Рис. 4) четко видно, что у учащихся 8 классов преобладает социальный мотив.

В широком смысле социальный мотив проявляется в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования, также может быть отнесено желание хорошо подготовиться к избранной профессии.

В узком смысле - состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Полученные данные позволяют сделать вывод о преобладании:

по типу - мотивации успеха;

по виду – социальный мотив;

по уровню - второго и третьего уровней.

Рекомендации учителям: В ходе рассмотрения практической части стало видно, что мотивация обучения зависит от нескольких факторов, при этом она поддается корректировке. Эмперическая часть показала, что в ходе проведения психологического теста учитель способен определить уровень, а так же вид (социальная, желание получения знаний и т.д.) учебной мотивации каждого отдельно взятого ученика. Это позволяет подобрать подход к обучению конкретного ученика, либо группы учеников с одинаковым уровнем мотивации.

В настоящее время мотивационная сторона учения школьника - подростка в практике обучения, на наш взгляд, наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижений передовых учителей, чем предметом специальной целенаправленной систематической работы. Так, по мнению В.С. Мерлина, необходимо «управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний», «управлять действиями человека, в отличие от действий машины, можно только посредством управления мотивами». Конечно, управлять формированием мотиваций не простое дело. В настоящее время это самая главная задача учителя - выявить уровень мотивации, если она низкая, то используя психологические и педагогические методы скорректировать ее и создать условия для появления интереса к обучению

Для коррекции полученных данных необходимо использовать в работе педагогу методы стимулирования для повышения познавательной активности, что способствует формированию мотивации учения, а школьному психологу – специальную программу по её формированию.

Никакое эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей и невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников могут стоять различные причины, иными словами, побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной. Очевидное влияние на успешность учебной деятельности оказывает сила мотивации и ее структура. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков.

На разных этапах развития иные мотивы оказываются – закономерно – наиболее эффективными побуждениями для активного включения подрастающего в учебу. Существенная задача педагога заключается в том, чтобы найти на каждом этапе развития наиболее адекватные для учащегося мотивы, соответственно преобразуя и переосмысляя задачу, которую он ставит перед ним.

По неутешительной статистике последних лет, мотивация к обучению у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает наш опыт, работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни.

Для мотивационной сферы подростков характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. Формирование учебной мотивации предполагает развитие у ребенка социальных мотивов.

У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться, чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Педагогические идеи Платона
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания ...

Развитие стиля педагогической деятельности вуза
Деятельность преподавателя вуза относится к типу профессий, в которых не каждый человек может добиться нужной эффективности. Профессиональный труд преподавателя вуза обязательно должен содержать педагогический и исследовательский компоненты, но их взаимодействие зависит от ценностных ориентаций кон ...

Старший дошкольный возраст как сенситивный период развития связной речи ребенка
В отечественной методике развития речи изучением развития речи в старшем дошкольном возрасте занимались Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, М.М. Конина. В целом, содержание работы по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что у ребенка к концу дошкольного дет ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru