BriefEducation
Образование: теория и практика » Мотивация обучения в подростковом возрасте

Мотивация обучения в подростковом возрасте

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Цель исследования: Целью данной работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности, как мотивация влияет на успеваемость подростков.

Объект исследования: мотивация учения.

Предмет изучения: особенности мотивации учения подростков.

Гипотеза: у современных подростков недостаточно сформирован мотивация учения, что проявляется в отрицательном отношении к обучению, преобладанию не учебных и игровых мотивов при обучении. Актуальным и необходимым будет рассмотрение рекомендаций по формированию мотивации учения подростков.

Задачи: в соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании ставились следующие задачи:

провести анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования и дать сущностную характеристику мотивационной готовности к учению;

определить пути формирования мотивации;

определить психолого-педагогические особенности мотивации учения подростков;

организовать и провести экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации учения подростков;

подобрать рекомендации по формированию мотивации учения подростков.

Методологической основой исследования является:

1) теоретические: анализ литературы

2)эмпирические: диагностические методы (тест, анализ работ подростков, обобщение педагогического опыта);

3)статистические: обработка полученных в ходе исследования данных.

Теоретической основой исследования является: научные труды таких известнейших психологов и педагогов, как Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Матюхина М.В., Рубинштейн С.Л., Ильин Е.П. и др. Именно они внесли наиболее весомый вклад в изучение учебной мотивации подростков. Однако, стоит отметить, что особенности учебной мотивации подростков и отдельные аспекты ее формирования исследованы недостаточно.

Учитывая, что формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, недостаточную разработанность проблемы формирования учебной мотивации подростков, а так же актуальность данной темы, обусловленной обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции, считаем данную тему актуальной и значимой.

Материалы по педагогике:

Анкетирование детей: ранжирование предметов среди учащихся 1 класса
Для определения значимости уроков труда для учащихся проводилось анкетирование в 1-ом классе, обучаемом по традиционной системе без какой-либо программы по трудовому обучению, средней общеобразовательной школы №618 г. Москвы в середине второй учебной четверти. Было опрошено 22 учащихся, каждому из ...

Протокол оценки перерывов между уроками
В АНО «Школа «Муми-Тролль» уроки длятся по 35 минут, в отличие от государственной школы, в которой уроки идут по 45 минут. Расписание звонков полностью удовлетворяет нормам СанПина. Естественно, в этом есть свои плюсы и минуты. Начнем с минусов: преподаватель не успевает дать то количество материал ...

Поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности
Работоспособность – способность организма развить максимальную энергию и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при её качественном выполнении. Это обеспечивается оптимальным состоянием физиологических систем и интегративной деятельности. Снижение работоспособности является характерным пр ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru