BriefEducation
Образование: теория и практика » Мотивация обучения в подростковом возрасте

Мотивация обучения в подростковом возрасте

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Цель исследования: Целью данной работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности, как мотивация влияет на успеваемость подростков.

Объект исследования: мотивация учения.

Предмет изучения: особенности мотивации учения подростков.

Гипотеза: у современных подростков недостаточно сформирован мотивация учения, что проявляется в отрицательном отношении к обучению, преобладанию не учебных и игровых мотивов при обучении. Актуальным и необходимым будет рассмотрение рекомендаций по формированию мотивации учения подростков.

Задачи: в соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании ставились следующие задачи:

провести анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования и дать сущностную характеристику мотивационной готовности к учению;

определить пути формирования мотивации;

определить психолого-педагогические особенности мотивации учения подростков;

организовать и провести экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации учения подростков;

подобрать рекомендации по формированию мотивации учения подростков.

Методологической основой исследования является:

1) теоретические: анализ литературы

2)эмпирические: диагностические методы (тест, анализ работ подростков, обобщение педагогического опыта);

3)статистические: обработка полученных в ходе исследования данных.

Теоретической основой исследования является: научные труды таких известнейших психологов и педагогов, как Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Матюхина М.В., Рубинштейн С.Л., Ильин Е.П. и др. Именно они внесли наиболее весомый вклад в изучение учебной мотивации подростков. Однако, стоит отметить, что особенности учебной мотивации подростков и отдельные аспекты ее формирования исследованы недостаточно.

Учитывая, что формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, недостаточную разработанность проблемы формирования учебной мотивации подростков, а так же актуальность данной темы, обусловленной обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции, считаем данную тему актуальной и значимой.

Материалы по педагогике:

Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Рассмотрение развития волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогической проблемы, я считаю целесообразным начать с рассмотрения этапов становления воли начиная с младенческого возраста. В этой связи будет более четко отслежено участие взрослого и педагогов в развитии интере ...

Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников
Проведение историко-педагогического анализа проблемы обучения слабослышащих школьников, описанного в 1 главе дипломной работы, позволяет вычленить следующие теоретические положения организации опытно-экспериментальной работы по формированию интонационной выразительности речи как условия развития тв ...

Влияние имитационно-подражательных упражнений на процесс развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста
Физические упражнения - специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды, жизни человека. Классификация - это распределение физических упражнений по груп ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru