BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Предвузовское среднее образование. Лицей

Предвузовское среднее образование. Лицей

Законодательная база лицеев определяется законом об ориентации 1989 г., а с 2000 г. – Образовательным Кодексом.

Ориентационный закон 1989 г. поставил перед лицеем задачу довести всех учеников до получения как минимум сертификатов CAP или BEP, а 80 % учащихся – до уровня бакалавра.

Обучение в старшей школе – лицее – начинается в 15-летнем возрасте. Лицеи являются образовательными учреждениями полного среднего образования. Их курс рассчитан на три года, а классы называются соответственно второй, первый, выпускной. В отличие от колледжей, обучение в старшей школе носит специализированный характер. Как уже было сказано в первом пункте настоящего параграфа, лицеи во Франции делятся на общеобразовательные (general), технологические (technologique) и профессиональные (lycee professionnel). Также к лицеям относятся упомянутые центры ученичества (CFA). Кроме того, существуют общеобразовательно-технологические лицеи с сельскохозяйственным уклоном, которые дают подготовку, ориентированную на сдачу экзаменов на получение специализированных дипломов бакалавра (выпускники могут продолжить обучение в вузах на тех же основаниях, что и выпускники обычных лицеев), либо технических аттестатов с сельскохозяйственной специализацией. Обучение в старших школах трех последних типов не подразумевает получения в дальнейшем высшего образования (кроме упомянутого случая), поэтому про них мы будем говорить отдельно. В то же время, общеобразовательные и технологические лицеи являются своего рода подготовительными курсами к вузу.

Общеобразовательные лицеи подразделяются на социально-экономические (BAC-ES), естественнонаучные (BAC-S) и филологические (BAC-L), а технологические лицеи — на научно-промышленные (STI), сервисные (STT), лабораторно-исследовательские (STL), медико-социальные (SMS) и спортивные (EPS). В конце выпускного класса лицея ученики сдают 8 письменных и один устный (по иностранному языку) экзаменов (как правило, в течение недели) и, в зависимости от их результатов, получают степень общего или технологического бакалавра (baccalauréat; bac). Степень является не только своего рода аттестатом зрелости, но и первой ступенью высшего образования, дающей право доступа в высшую школу. Статистические данные свидетельствуют, что число лицеистов, успешно сдавших экзамены bac, стабилизировалось в последние годы вокруг отметки 78–80 %. Причем учащиеся общеобразовательных лицеев сдают экзамены, в целом, более успешно (80,3 % в 2002 г.), нежели технологических (77 %). Таким образом, до уровня бакалавра в 2002 г. добиралось около 61 % молодежи соответствующего возраста, причем около 88 % обладателей диплома бакалавра продолжало обучение в высшей школе (более 50 % всей молодежи). Эта статистика существенно «портится» в силу большого отсева в вузах, о чем речь пойдет выше.

Что же касается тех, кого постигла неудача на экзаменах, то они получают свидетельство об окончании школы, которое не дает права на поступление в вуз. Они имеют возможность либо пересдать экзамены через год, либо попытаться сдать специальный экзамен ESEU.

Выбор конкретного лицея учеником отнюдь не свободен: учащиеся приписываются к лицеям их школьного округа за исключением случаев, когда избранная ориентация требует продолжения обучения в лицее какого-либо другого округа.

В лицеях значительно возрастает учебная нагрузка, как при переходе из колледжа в лицей, так и в каждом следующем классе лицея. Случается, что лучшие ученики колледжа вдруг в первый год обучения в лицее оказываются среди худших. Поэтому в лицеях распространена индивидуальная учебная поддержка, которая осуществляется путем создания малых групп, реорганизуемых каждый семестр.

Первый год обучения в лицее (второй класс) является в какой-то мере адаптационным, еще не происходит специализации, все учат один и тот же набор предметов, но уже в конце второго класса каждый должен сделать свой выбор. В этом выборе ученик руководствуется как собственными соображениями и соображениями своей семьи, так и помощью специального консультанта по ориентации.

Количество учебных часов в неделю колеблется от 29,5 до 31,5 в зависимости от специализации и выбранных дисциплин. Стоит отметить, что в дополнение к общему набору предметов учащийся второго класса лицея должен выбрать два дополнительных предмета и один факультативный. В первом и выпускном классах набор дисциплин определяется специализацией, но при этом сохраняются факультативы.

Материалы по педагогике:

Повторение пройденного в начале года
При повторении в начале учебного года на первый план должно выдвигаться повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом. Новые знания, приобретаемые на уроке, должны опираться на прочный фундамент уже усвоенных. При повторении в начале года необходимо наряду с повторением тем, тесно ...

Типы и структуры уроков
Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, а ...

Сценарий праздника «День смеха» первого апреля для школьников
В зале на стене висят плакаты, на которых написаны пословицы и поговорки, афоризмы. Эмблема — улыбка. 1. Кто людей веселит, за того и свет стоит. 2. Кто умеет веселиться, тот и горя не боится. 3. Смех — великий лекарь. 4. Поспешишь — людей насмешишь. 5. Интересны все жанры, кроме скучного. 6. Продо ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru