Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Педагогические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобающие концепции, которые подводят итоги теоритических и пратических достижений педагогики или педлагают модели развития педагогичских систем на прогностической основе.
Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.
Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.
На эмперическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими рпедставлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпириеского уровня исследования к теоретическому.
Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями о нем.
Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить иследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Методы педагогического исследования в отличии от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Выделяются следующие особенности:
Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска для здоровья и развития).
Неповторимость.
Неоднозначность (т.к. влияют много причин).
Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах.
Принципы выбора методов исследования:
принцип адекватности метода существу изучаемого явления;
принцип совокупности методов исследования.
Классификация методов исследования.
Теоретические
Научно-прикладные
Экспериментальные
Все методы исследования подразделяются
по масштабу:
- глобальный;
- локальный;
- микро-эксперимент.
по цели:
- констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);
- проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);
- созидательный, преобразующий, формирующий (в процессе создаются
новые педагогические явления).
По месту проведения:
- естественный;
- лабораторный;
Методы исследования различаются
по позиции:
- нейтральной;
- руководителя;
- самонаблюдение;
по открытости:
- открытое;
- скрытое;
по непрерывности:
- непрерывное;
- дискретное.
Методы подразделяются на три группы:
методы изучения педагогического опыта;
методы теоретического исследования;
математические и статистические методы;
Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, изучение письменных, творческих и графических работ учащихся, анкетирование.
Материалы по педагогике:
Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа
подготовки старшеклассников к военной службе
В проекте Реформы образования (1997) фиксируется, что благодаря труду учителей «складывается принципиально новая атмосфера, все более полно отвечающая задачам формирования нового поколения в духе ценностей гражданского общества», и подчеркивается ответственность всех уровней управления образованием ...
Краткий экскурс в историю "личностной
компоненты" образования в отечественной педагогике
История российского образования содержательно связана с идеей человека в ее философско-религиозном истолковании. Именно на этой почве уже в конце XIX - начале XX веков (мы не касаемся более ранних дней, поскольку работа не носит собственно историографического характера) в России получили определенн ...
Подходы к развитию педагогического артистизма у будущего
учителя английского языка
Педагогический артистизм может начинать развиваться уже в период обучения будущих учителей английского языка в педагогических колледжах или ВУЗах. Для этого в учебный план, например, ВУЗов вводятся специальные учебные дисциплины. Одна из них - театральная педагогика. Изучение этой дисциплины играет ...