Наблюдение –целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Этапы наблюдения:
определение задачи и цели (то есть для чего ведется наблюдение);
выбор объекта, предмета и ситуации (что собираемся наблюдать);
выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходиой информации (как наблюдать);
выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
обработка и интерпретация полученной информации (каков результат.
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение – со “стороны”; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние лчностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.
Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения дополнительной информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Разновидностью беседы является интервьюирование, принесенное в педагогику из социологии. При этом методе опроса исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью вопросы записываются открыто.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкетирование еще называют заочным опросом.
Результативность вышеперечисленных методов опроса во многом зависит от содержания задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета – это перечень впросов (вопросник).
Этапы составления вопросника:
определение характера информации, которую необходимо получить;
составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
составление первого плана вопросника;
предварительная его проверка путем пробного исследования;
исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Изучение продуктов деятельности учащихся (рисунков, контрольных работ, чертежей и т.п.) может дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент. Это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимет – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;
Активное воздействие исследователя на педагогическое явление; изменение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
Этапы эксперимента:
теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
аналитический – количественный и качественный анализ, интерепретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Эксперимент бывает естественным и лабораторным (когда создаются искусственные условия для проверки). Чаще всего используется естественный эксперимент. Педагогический эксперимент делится на констатирующий (устанавливает реальное состояние дел в процессе) и преобразующий, то есть когда проводится целенаправленная его организация для определения условий развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп.
Перечисленные методы еще называют методами эмперического познания педегогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа
Материалы по педагогике:
Наблюдения за явлениями природы зимой в старшей группе
Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида: · За изменением и преобразованием объектов; · Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объек ...
Описание диагностических методик на выявление уровня процесса обобщения
младших школьников
В связи с поставленными целью и гипотезой необходимо определить уровень развития умения обобщать младших школьников. Для достижения данной цели подобраны диагностирующие методики, результаты которых позволят судить о сформированности данного умения. Тест №1. Для определения уровня развития логическ ...
Основные направления деятельности школ искусств на современном этапе
В последнее десятилетие в системе художественного образования Российской Федерации происходят существенные изменения, обусловленные новой социально-экономической ситуацией переустройства Российского государства, вхождением России в мировую культурно-образовательную среду, процессом переосмысления ц ...