BriefEducation
Образование: теория и практика » Стратегии педагогической поддержки в работе по предупреждению депривации в образовательном процессе на уроках географии » Понятия депривации в психолого-педагогических исследованиях

Понятия депривации в психолого-педагогических исследованиях

Страница 1

На сегодняшний день серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков. Дети группы социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию.

Длительное воздействие на маленького ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

В течении последних лет в психологической литературе достаточно активно стал применятся термин депривация, но в определении содержания данного понятия нет единства.

Депривация (от англ. deprivation) – переводится как лишение или потеря. Основой слова является латинский корень privare в переводе это значит «отделять». В английском префикс de обеспечивает усиление значения корня.

Депривация - это потеря чего-либо, лишение из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. Причем в данном термине говориться не физических лишениях, а именно о не удовлетворенных психических потребностях. Достаточно часто можно встретить термин «психическая депривация», в котором рассматривается именно психическое состояние человека.

Один из популярных электронных справочников дает следующие определение психической депривации.

Психическая дпривация - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов.

Й. Лангмейер и З. Матейчек дают такое определение:

«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».

При этом в число «основных (жизненных)» потребностей авторы включают:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями.

Иногда понятия депривации приравниваю к понятию фрустрации, однако это ошибочное действие так как они значительно отличаются. Принципиально отличие фрустрации от депривации выражаеться, в том, что при депривации человек ранее не был знаком с благом, которого сейчас лишён (высшие образовании, машина, путешествие). Во время фрустрации человек ранее был хорошо знаком с благом, полностью обладал им и хочет его иметь снова (еда, здоровье, социальная стабильность).

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные и ...

Качество повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза
В современных условиях к научно-педагогическим кадрам вузов предъявляются требования высоких профессиональных знаний и навыков, владения передовыми педагогическими методами и технологиями, а также осознанной личной ответственностью за качество образования, формирование творческих, всесторонне разви ...

Чтение как сложный психофизиологический процесс
Критический анализ проблемы нарушения чтения должен основываться, прежде всего, на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru